«Мы замалчиваем проблемы»
ИА REGNUM
Нурлан ЕРИМБЕТОВ, эксперт и общественный деятель, модератор диалоговой площадки «АйтРаrк», говорит о своем видении процессов, происходящих в Казахстане. По его мнению, Казахстан непрерывно теряет в конкурентоспособности - в основном за счет вполне объективных процессов вытеснения русско-культурного поля. При этом за многими национал-патриотическими лозунгами нет народа, и поэтому комплекс неполноценности свободно распространяется по всей стране.
- Начнется ли в Казахстане процесс сужения русско-культурного поля?
- Объективно оно должно сужаться. Идет развитие казахского языка, есть мощные миграционные процессы: выезд носителей русского языка и культуры. Эти процессы идут. Но, к сожалению, вымывание русской культуры сегодня не заменяется адекватными казахскими культурными процессами. Нет адекватной казахской замены тому, что было. Да, есть огромные программы, «Культурное наследие», например. Вкладываются огромные деньги. Но пока мы больше вытесняем, чем заменяем. Я считаю, что надо именно заменять, а не вытеснять. А лучше всего - сожительствовать. Но русская культурная среда сужается. Это происходит по объективным причинам, но я воспринимаю это с сожалением.
- То есть Казахстан непрерывно теряет в конкурентоспособности?
- Я в этом абсолютно уверен. Когда мой близкий человек, старейшина, писатель с мировым именем, в приватных беседах говорит мне, что только благодаря русскому языку получил мировую известность, что именно с русского переводили на 55 других языков его произведения... А потом, когда я его спрашиваю: почему ты об этом не говоришь публично, он отвечает, дескать, ты сам же понимаешь... Я считаю, что такое отношение к русскому языку - предательское. Русской культуры боятся те, кто неконкурентоспособен сам. Очень трудно писать, когда у тебя на полке стоит «Идиот» Достоевского, «Отцы и дети» Тургенева, Шекспир, Гете, Толстой - имея такой багаж, сложно творить. Надо же с ними конкурировать. А когда их нет на полках, в магазинах, тогда легко быть первым.
Уход русской культуры выгоден тем, кто считает себя родителем казахской культуры. Мы не думаем о том, что казахи переоценивают свои возможности. Я говорю банальные вещи, но именно имея русскую культуру в союзниках, мы сможем противостоять глобальному миру, по ходу приобретая новых друзей.
Или возьмем вопрос трехязычия. Его озвучил президент страны: доминирующими должны быть казахский, русский, английский. И когда старейшины встали и сказали: нет, только казахский, идеологи администрации президента не нашли, что сказать. Мы сами возвели в ранг элиты людей, которым 60-70 лет. И они слова президента приняли в свой адрес. Это очень плохо. Ведь можно было проводить политику трехязычия среди детей. Дети играючи овладеют тремя языками. Но старейшины приняли здравую мысль на свой счет и не дали развиться программе.
- Ну, агашки все время будут мощной силой в Казахстане...
- Нет. Сейчас уже нет. Выросло новое поколение 50-летних. Это люди, которые состоялись сами. Перестройка пришлась на нашу юность. Становление казахстанской государственности - на нашу зрелость. А старики живут в прошлом, но боятся в этом признаться.
А нынешнее поколение, пробившее себе дорогу, оно сейчас самостоятельно. Зайдите в банки, на производство, на строительные площадки. Там руководят нормальные казахи, которые говорят и по-русски, и по-казахски, для них вообще не существует проблемы «агашек». Я почему так говорю? Для меня не важно мнение человека, который получил три государственные премии, которые он на коленях выпрашивал сначала у Кунаева, потом у Назарбаева. И наше поколение в подавляющем большинстве все такое.
Вы посмотрите, у нынешнего поколения нет государственных наград, зато у них есть свой бизнес. Они сами себя сделали. Они пробились. Они не сидят в казино, они с утра и до вечера пашут. И их нет смысла спрашивать о национальных проблемах, о вытеснении культур. Для них не существует таких проблем. Самые интернациональные коллективы - это бизнес-коллективы. Потому что перед ними стоят вопросы эффективности. Объединение по родоплеменному признаку - это архаизм. Очень жаль, что бизнесмены пока не говорят об интернационализме. Очень жаль, что их нет в политике. Они должны говорить. А говорим много мы, не имея на то права. Но заговорят они, только если в стране с их молчаливого согласия случится какое-то потрясение.
- А оно случится?
- Давайте не будем далеко ходить за примерами. Возьмем события в Урумчи. Вы слышали до недавних событий о проблемах в регионе? Нет, это закрытая тема. Более того, прошла неделя, и снова оттуда ничего не было слышно. А что, нельзя было просчитать, как будет развиваться ситуация? Что будет, если закрывать уйгурские школы? Если не давать развиваться языкам? У нас поднялся шум. Дескать, наши братья-мусульмане там страдают. Дайте им свободу! А как только речь заходит о Казахстане, говорят: нет, у нас будет только казахский язык. А разве не надо создавать условия для проживания тут русских, корейцев, чеченцев? Понимаете? Мы сами себе противоречим. Видя трагедию соседа, неужели не хватает ума экстраполировать этот опыт на наше общество?
А у нас говорят: не нравится - уезжай! У каждого этноса, дескать, есть великая родина. Это не решение проблемы. Это уход от нее. Люди хотят жить здесь. Давайте скажем: не дай Бог у нас случится нечто похожее на события в СУАР, особенно с учетом нынешнего замалчивания некоторых проблем. Тем более что у нас были некоторые очаговые проявления в прошлом году. И опять эти проблемы не стали темой для обсуждения в обществе. Они были закиданы лозунгами, шествиями, массовыми танцами на Наурыз. Тему опять закрыли. Но она живет. Осталась обида. Осталась недосказанность. Ревность. Зависть. Злость. Чувство мести. Кто эту проблему изучает? Кто направляет такие процессы? Никто. Все закрыто.
Фото журнала «Единство в разнообразии»
Материалы номера