Степень риска в 18 измерениях, пока
Галина КАТКОВА
Госорганы, уполномоченные проводить проверки, продолжают презентовать свои системы оценки степени рисков. Это их обязанность, которая возникла после внесения изменений в законодательство по вопросам частного предпринимательства. А главная цель - унифицировать систему контроля за предпринимательством так, чтобы максимально исключить из нее стихийность, предвзятость, коррупцию. 29 сентября о том, как впредь намерены выбирать объекты для проверок, рассказывали в департаменте таможенного контроля.
Сразу несколько уточнений: речь идет о проверках плановых и именно в сфере пост-таможенного контроля. Интересовать это может около 6 000 предпринимателей области, которые активно занимаются внешнеэкономической деятельностью.
Надо признать, что таможня и прежде не злоупотребляла проверками и выделяла из массы участников ВЭД тех, кто относился к категории минимального риска и входил в специальный реестр. Они в соответствии со своим статусом уже имели «преференции» по проверкам. На встрече в департаменте прозвучал пример: за 16 лет внешнеэкономической деятельности костанайское предприятие, которое хотя бы раз в месяц принимает заграничный груз и находится при этом в упомянутом реестре, в порядке пост-тамоможенного контроля было проверено один раз. И судя по той системе оценки рисков, которая была презентована, вряд ли может опасаться увеличения кратности проверок. Балльную оценку критериев риска мы приводим в таблице, предоставленной ДТК. Если вы набираете от 1 до 10 баллов, то как участник ВЭД относитесь к категории незначительного риска и вас не могут проверить чаще, чем раз в 5 лет. Риск в пределах 10-15 баллов или средний риск оборачивается возможностью перенести проверку не чаще раза в 3 года. Свыше 15 - одна проверка в год, так как речь идет об участнике ВЭД высокого риска.
Пока это проект, и до конца недели предприниматели могут вносить по его поводу свои предложения. Времени мало, но успеть при желании можно. Тем более что часть моментов, которые выглядят спорными для предпринимателей, прозвучала на встрече в департаменте и вошла в протокол обсуждения. На некоторые из них таможенная служба нашего региона и сама обратила внимание как на требующие доработки.
В частности, прозвучали вопросы по пункту 11 (см. таблицу). Если ТОО зарегистрировано в Астане, а, скажем, поля у него в Костанае и зерно соответственно трижды в год оформлялось не по месту регистрации товарищества, то почему это уже «штрафной» балл?
Есть возражения по пункту 17. Если то же зерно отгрузили, а вагон встал, сломался. Его отцепили и оставляют. Почему внесение изменений по этому поводу добавляет баллов к степени рисковости участника ВЭД? Речь ведь все-таки не идет о контрабанде, а об объективных причинах. Было предложено в саму формулировку пункта внести изменение - вместо слов «чаще 2 раз в год» написать «3 раз в месяц».
- Этот вопрос мы и сами поднимаем. Критерии и диапазон баллов были разработаны для всей республики. Сейчас проводятся презентации по регионам, чтобы учесть местные реалии. Так что давайте ваши предложения, - обратился к предпринимателям начальник управления пост-таможенного контроля ДТК Марат КАРАТАЕВ.
Если применить те критерии, которые предложены таможней сегодня, то в Костанайской области 500 участников ВЭД являются высокорисковыми.
- Чтобы по разу их проверить, понадобится 18 лет. Думаю, при такой интенсивности пост-таможенного контроля вряд ли у предпринимателей могут быть претензии, - высказал свое мнение директор ТОО «Твой Шанс» Сергей МИРОЛЮБОВ. - И чтобы 10 баллов набрать, надо быть предприятием с очень серьезной таможенной деятельностью. То, что разработаны четкие критерии, - очень хорошо. Появилось понимание, над чем нужно работать... У нас есть проект, в рамках которого мы будем несколько раз растаможивать товар в других управлениях. Мы посчитаем эти риски. Вряд ли откажемся, конечно, если это будет выгодно с точки зрения бизнеса. Но при этом уже будем знать, что нас ждет. Есть, наверно, погрешности в оценках, но процентов на 90 все сделано правильно.
То, что по-другому посчитан минимальный риск - думаю, справедливо. 10 лет назад мы просто дали пакет документов. Его посмотрели и нам присвоили статус. Но потом никто не анализировал нашу внешнеэкономическую деятельность. Нет уголовного, административного правонарушения - и достаточно. Сейчас 18 критериев, и если вы меньше 10 баллов набираете - не нужен вам никакой специальный статус. Попытка со стороны государства измерить риски и на этом основании ими управлять - правильное направление. Если таможня такую систему выстроит и она будет работать - это замечательно.
Диапазон баллов, установленный для каждого критерия риска |
|||
№
|
Критерии оценки степени риска
|
Баллы
|
Макс. сумма баллов
|
1
|
если есть иностранное владение или контроль, иностранные филиалы или дочерние компании
|
2
|
2
|
2
|
период осуществления участником ВЭД внешнеэкономической деятельности не превышает одного года
|
1
|
1
|
3
|
наличие у УВЭД и (или) у руководителя/уполномоченного лица нарушений в сфере таможенного дела, допущенных за анализируемый период, в том числе нарушения, по которым лицо не было привлечено к ответственности в связи с истечением срока давности: наличие уголовных преступлений -3 балла, наличие административных правонарушений - 2 балла, наличие правонарушений по которым лицо не было привлечено к ответственности, за истечением срока давности (более трех) - 1 балл.
|
от 1 до 3
|
6
|
4
|
снятие с учета и постановка на учет в таможенных органах 2 и (или) более раз в году («миграция» между территориальными таможенными органами)
|
2
|
2
|
5
|
наличие у УВЭД неуплаченной или неполной уплаты
таможенных платежей и (или)
|
от 1 до 4
|
4
|
6
|
УВЭД, осуществляющие таможенное оформление подакцизной группы товаров
|
3
|
3
|
7
|
УВЭД, осуществляющие таможенное оформление товаров, в отношении которых установлены низкие ставки ввозных таможенных пошлин (до 5%) и (или) комбинированные ставки пошлин (стоимость товаров от 150 000 дол. США до 500 000 дол. США - 1 балл, от 500 000 дол. США до 1 500 000 дол. США - 2 балла, свыше 1 500 000 дол. США - 3 балла) в течение календарного года за анализируемый период
|
от 1 до 3
|
3
|
8
|
УВЭД, осуществляющие таможенное оформление товаров, помещенных под таможенный режим «выпуск товаров для свободного обращения», с применением льгот по таможенным платежам и (или) налогам, (сумма льгот от 1 000 до 5 000 МРП - 1 балл, от 5 000 до 10 000 МРП - 2 балла, свыше 10 000 МРП -3 балла ) в течение календарного года за анализируемый период.
|
от 1 до 3
|
3
|
9
|
УВЭД, осуществляющие таможенное оформление товаров, помещенных под таможенный режим «свободная таможенная зона» (сумма льгот от 1 000 до 5 000 МРП - 1 балл, от 5 000 до 10 000 МРП - 2 балла, свыше 10 000 МРП -3 балла ) в течение календарного года за анализируемый период.
|
от 1 до 3
|
3
|
10
|
УВЭД, осуществляющие таможенное оформление товаров с применением метода зачета при уплате НДС (сумма НДС, уплаченная методом зачета от 1 000 до 3 000 МРП - 1 балл, от 3 000 до 7 000 МРП -2 балла, свыше 7 000 - 3 балла ) в течение календарного года за анализируемый период.
|
от 1 до 3
|
3
|
11
|
УВЭД, осуществляющие таможенное оформление товаров в таможенных органах, отличных от места его регистрации, более 3- х раз в год
|
1
|
1
|
12
|
применение УВЭД трех или более трех различных таможенных режимов в течение календарного года (таможенный склад, временный ввоз/вывоз товаров, свободный склад, свободная таможенная зона, переработка товаров на/вне таможенной территории, переработка товаров для свободного обращения; магазин беспошлинной торговли, специальный таможенный режим)
|
2
|
2
|
13
|
контрагентом внешнеэкономической сделки является сторона, зарегистрированная в странах, имеющих низкий уровень налогообложения и не раскрывающих банковскую тайну, либо оплата за товар или перемещение товаров осуществляется через страны (оффшорные зоны), установленные законодательными актами РК
|
3
|
3
|
14
|
наличие у УВЭД товаросопроводительных документов без отметок таможенных служб сопредельного государства и (или) транзитных государств о прохождении таможенного контроля
|
3
|
3
|
15
|
Имеется информация в отношении товаров, перемещаемых УВЭД, о расхождениях, либо о несоответствии объемов декларируемых товаров (зеркальная статистика)
|
3
|
3
|
16
|
УВЭД, осуществляющие ввоз товаров транспортными средствами, владельцем которых является иностранное лицо
|
1
|
1
|
17
|
Внесение УВЭД изменений и (или) дополнений в грузовую таможенную декларацию и (или) осуществление по его инициативе корректировки таможенной стоимости чаще 2-х раз в год
|
3
|
3
|
18
|
УВЭД, исключенные из реестра УВЭД, отнесенных к категории минимального риска
|
4
|
4
|
|
Сумма баллов:
|
|
50
|
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера