Степень риска в 18 измерениях, пока

Таможенники объясняли: презентации в регионах могут скорректировать систему управления рисками

Галина КАТКОВА

Степень риска в 18 измерениях, пока

Госорганы, уполномоченные проводить проверки, продолжают презентовать свои системы оценки степени рисков. Это их обязанность, которая возникла после внесения изменений в законодательство по вопросам частного предпринимательства. А главная цель - унифицировать систему контроля за предпринимательством так, чтобы максимально исключить из нее стихийность, предвзятость, коррупцию. 29 сентября о том, как впредь намерены выбирать объекты для проверок, рассказывали в департаменте таможенного контроля.

Сразу несколько уточнений: речь идет о проверках плановых и именно в сфере пост-таможенного контроля. Интересовать это может около 6 000 предпринимателей области, которые активно занимаются внешнеэкономической деятельностью.

Надо признать, что таможня и прежде не злоупотребляла проверками и выделяла из массы участников ВЭД тех, кто относился к категории минимального риска и входил в специальный реестр. Они в соответствии со своим статусом уже имели «преференции» по проверкам. На встрече в департаменте прозвучал пример: за 16 лет внешнеэкономической деятельности костанайское предприятие, которое хотя бы раз в месяц принимает заграничный груз и находится при этом в упомянутом реестре, в порядке пост-тамоможенного контроля было проверено один раз. И судя по той системе оценки рисков, которая была презентована, вряд ли может опасаться увеличения кратности проверок. Балльную оценку критериев риска мы приводим в таблице, предоставленной ДТК. Если вы набираете от 1 до 10 баллов, то как участник ВЭД относитесь к категории незначительного риска и вас не могут проверить чаще, чем раз в 5 лет. Риск в пределах 10-15 баллов или средний риск оборачивается возможностью перенести проверку не чаще раза в 3 года. Свыше 15 - одна проверка в год, так как речь идет об участнике ВЭД высокого риска.

Пока это проект, и до конца недели предприниматели могут вносить по его поводу свои предложения. Времени мало, но успеть при желании можно. Тем более что часть моментов, которые выглядят спорными для предпринимателей, прозвучала на встрече в департаменте и вошла в протокол обсуждения. На некоторые из них таможенная служба нашего региона и сама обратила внимание как на требующие доработки.

В частности, прозвучали вопросы по пункту 11 (см. таблицу). Если ТОО зарегистрировано в Астане, а, скажем, поля у него в Костанае и зерно соответственно трижды в год оформлялось не по месту регистрации товарищества, то почему это уже «штрафной» балл?

Есть возражения по пункту 17. Если то же зерно отгрузили, а вагон встал, сломался. Его отцепили и оставляют. Почему внесение изменений по этому поводу добавляет баллов к степени рисковости участника ВЭД? Речь ведь все-таки не идет о контрабанде, а об объективных причинах. Было предложено в саму формулировку пункта внести изменение - вместо слов «чаще 2 раз в год» написать «3 раз в месяц».

- Этот вопрос мы и сами поднимаем. Критерии и диапазон баллов были разработаны для всей республики. Сейчас проводятся презентации по регионам, чтобы учесть местные реалии. Так что давайте ваши предложения, - обратился к предпринимателям начальник управления пост-таможенного контроля ДТК Марат КАРАТАЕВ.

Если применить те критерии, которые предложены таможней сегодня, то в Костанайской области 500 участников ВЭД являются высокорисковыми.

- Чтобы по разу их проверить, понадобится 18 лет. Думаю, при такой интенсивности пост-таможенного контроля вряд ли у предпринимателей могут быть претензии, - высказал свое мнение директор ТОО «Твой Шанс» Сергей МИРОЛЮБОВ. - И чтобы 10 баллов набрать, надо быть предприятием с очень серьезной таможенной деятельностью. То, что разработаны четкие критерии, - очень хорошо. Появилось понимание, над чем нужно работать... У нас есть проект, в рамках которого мы будем несколько раз растаможивать товар в других управлениях. Мы посчитаем эти риски. Вряд ли откажемся, конечно, если это будет выгодно с точки зрения бизнеса. Но при этом уже будем знать, что нас ждет. Есть, наверно, погрешности в оценках, но процентов на 90 все сделано правильно.

То, что по-другому посчитан минимальный риск - думаю, справедливо. 10 лет назад мы просто дали пакет документов. Его посмотрели и нам присвоили статус. Но потом никто не анализировал нашу внешнеэкономическую деятельность. Нет уголовного, административного правонарушения - и достаточно. Сейчас 18 критериев, и если вы меньше 10 баллов набираете - не нужен вам никакой специальный статус. Попытка со стороны государства измерить риски и на этом основании ими управлять - правильное направление. Если таможня такую систему выстроит и она будет работать - это замечательно.

 

Диапазон баллов, установленный для каждого критерия риска

 

Критерии оценки степени риска

 

Баллы

 

Макс. сумма баллов

 

1

 

если есть иностранное владение или контроль, иностранные филиалы или дочерние компании

 

2

 

2

 

2

 

период осуществления участником ВЭД внешнеэкономической деятельности не превышает одного года

 

1

 

1

 

3

 

наличие у УВЭД и (или) у руководителя/уполномоченного лица нарушений в сфере таможенного дела, допущенных за анализируемый период, в том числе нарушения, по которым лицо не было привлечено к ответственности в связи с истечением срока давности: наличие уголовных преступлений -3 балла, наличие административных правонарушений - 2 балла, наличие правонарушений по которым лицо не было привлечено к ответственности, за истечением срока давности (более трех) - 1 балл.

 

от 1 до 3

 

6

 

4

 

снятие с учета и постановка на учет в таможенных органах 2 и (или) более раз в году («миграция» между территориальными таможенными органами)

 

2

 

2

 

5

 

наличие у УВЭД неуплаченной или неполной уплаты таможенных платежей и (или)
налогов в установленные сроки (от 1 до 100 МРП - 1 балл, от 100 МРП до 1000 МРП - 2 балла, от 1000 до 5 000 МРП - 3 балла, свыше 5 000 МРП - 4 балла)

 

от 1 до 4

 

4

 

6

 

УВЭД, осуществляющие таможенное оформление подакцизной группы товаров

 

3

 

3

 

7

 

УВЭД, осуществляющие таможенное оформление товаров, в отношении которых установлены низкие ставки ввозных таможенных пошлин (до 5%) и (или) комбинированные ставки пошлин (стоимость товаров от 150 000 дол. США до 500 000 дол. США - 1 балл, от 500 000 дол. США до 1 500 000 дол. США - 2 балла, свыше 1 500 000 дол. США - 3 балла) в течение календарного года за анализируемый период

 

от 1 до 3

 

3

 

8

 

УВЭД, осуществляющие таможенное оформление товаров, помещенных под таможенный режим «выпуск товаров для свободного обращения», с применением льгот по таможенным платежам и (или) налогам, (сумма льгот от 1 000 до 5 000 МРП - 1 балл, от 5 000 до 10 000 МРП - 2 балла, свыше 10 000 МРП -3 балла ) в течение календарного года за анализируемый период.

 

от 1 до 3

 

3

 

9

 

УВЭД, осуществляющие таможенное оформление товаров, помещенных под таможенный режим «свободная таможенная зона» (сумма льгот от 1 000 до 5 000 МРП - 1 балл, от 5 000 до 10 000 МРП - 2 балла, свыше 10 000 МРП -3 балла ) в течение календарного года за анализируемый период.

 

от 1 до 3

 

3

 

10

 

УВЭД, осуществляющие таможенное оформление товаров с применением метода зачета при уплате НДС (сумма НДС, уплаченная методом зачета от 1 000 до 3 000 МРП - 1 балл, от 3 000 до 7 000 МРП -2 балла, свыше 7 000 - 3 балла ) в течение календарного года за анализируемый период.

 

от 1 до 3

 

3

 

11

 

УВЭД, осуществляющие таможенное оформление товаров в таможенных органах, отличных от места его регистрации, более 3- х раз в год

 

1

 

1

 

12

 

применение УВЭД трех или более трех различных таможенных режимов в течение календарного года (таможенный склад, временный ввоз/вывоз товаров, свободный склад, свободная таможенная зона, переработка товаров на/вне таможенной территории, переработка товаров для свободного обращения; магазин беспошлинной торговли, специальный таможенный режим)

 

2

 

2

 

13

 

контрагентом внешнеэкономической сделки является сторона, зарегистрированная в странах, имеющих низкий уровень налогообложения и не раскрывающих банковскую тайну, либо оплата за товар или перемещение товаров осуществляется через страны (оффшорные зоны), установленные законодательными актами РК

 

3

 

3

 

14

 

наличие у УВЭД товаросопроводительных документов без отметок таможенных служб сопредельного государства и (или) транзитных государств о прохождении таможенного контроля

 

3

 

3

 

15

 

Имеется информация в отношении товаров, перемещаемых УВЭД, о расхождениях, либо о несоответствии объемов декларируемых товаров (зеркальная статистика)

 

3

 

3

 

16

 

УВЭД, осуществляющие ввоз товаров транспортными средствами, владельцем которых является иностранное лицо

 

1

 

1

 

17

 

Внесение УВЭД изменений и (или) дополнений в грузовую таможенную декларацию и (или) осуществление по его инициативе корректировки таможенной стоимости чаще 2-х раз в год

 

3

 

3

 

18

 

УВЭД, исключенные из реестра УВЭД, отнесенных к категории минимального риска

 

4

 

4

 

 

Сумма баллов:

 

 

50

 

Фото Николая СОЛОВЬЕВА