Почему ж ты мне не встретился?
Галина КАТКОВА
На прошлой неделе заседанием круглого стола костанайские предприниматели отметили особую дату. Два года назад, как раз в августе-сентябре, мировой финансово-экономический кризис перестал быть и для казахстанцев лишь заочной страшилкой. Его явственными проявлениями стали сокращения работников. Государство немедленно объявило занятость сферой особого внимания. Работодателей обязали постоянно отчитываться о количестве уволенных и принятых сотрудников. Действуют обучающие курсы для безработных. На фоне всего этого невероятным кажется тот факт, что при массе желающих найти работу, на частных предприятиях сейчас полно вакансий.
О социальной ответственности бизнеса
Тема круглого стола звучала так: «Региональный рынок труда. Способы повышения эффективности обмена информацией. Проблемы подбора персонала и способы их решения». Инициативу собраться проявило ТОО «Твой Шанс», поддержанное Ассоциацией содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области. Пригласили пообщаться менеджеров по персоналу с частных предприятий, руководителей кадровых агентств и центров, представителей государственной службы занятости... Жалели, кстати, что не предусмотрели представительство из вузов и колледжей.
Интересно, что проблемами подбора персонала озаботилось ТОО, выпускающее газету частных объявлений, о поиске работы и работников в том числе. Казалось бы, чем больше таких объявлений, тем выгоднее для издания.
- Основная цель нашей газеты - помочь читателю достичь результата в поставленной задаче, - обозначила на круглом столе позицию «ТШ» менеджер по анализу и контролю за объявлениями Ирина ПАРХОМЕНКО. - Поэтому и главный принцип - постоянное развитие, чтобы содержание газеты приносило максимальную пользу тем, кто пользуется нашими услугами, читателям. А пока наш анализ показал, что еженедельно в рубрику «Ищу работу» подается до 250 объявлений, в рубрику, где работа предлагается, - около 300. Встречаются же потом к обоюдной пользе единицы. Именно поэтому «Шанс» решил несколько изменить подход к этой части своей работы.
О том, как именно, скажем ниже. Но в целом к самому стремлению действовать эффективнее, максимально учитывая в кризисное время интересы других людей, как раз применимо выражение «социальная ответственность бизнеса».
Нет такой профессии «девушка 25-ти лет»
Наверняка не последнюю роль сыграло и то, что «Твой Шанс», как любая предпринимательская структура, сам испытывает трудности с подбором персонала.
- Кстати, в последние два года они были несколько неожиданными для нас, - признался директор ТОО Сергей МИРОЛЮБОВ. - Первыми на кризис среагировали строительные компании и банки, кредитные отделы которых высвободили значительную часть персонала. И понимаете - мы их потом не нашли, хотя рассчитывали несколько обновить свои кадры за счет высвободившихся банковских сотрудников. Но они как-то, видимо, распылились в массе предложений.
О массе - особый разговор. К сожалению, она сегодня по большей части безлика. Посмотрите объявления. Выработался какой-то особый жанр - сообщая, что ты ищешь работу, обозначить только свои притязания и достоинства, далекие от профессиональных. «Девушка от 25-ти лет согласна на любую работу с оплатой от 100 000 тенге». Текст утрирован, конечно. Но не намного.
Кстати, завышенную самооценку у многих соискателей при скудной информации о своих профессиональных навыках и личностных достоинствах отметила и начальник сектора анализа рынка труда ГУ «Отдел занятости и социальных программ акимата Костаная» Татьяна ВОЛОЧАЕВА.
Одновременно с этим люди не сообщают информацию, которая бы реально могла заинтересовать работодателей.
- По прочтении массы объявлений начинается рутинная работа по выискиванию жемчугов в песке, - рассказывала начальник отдела по развитию человеческих ресурсов ТОО «Твой Шанс» Наталья СУСЛОВА. - Звоним соискателям, просим прислать или принести резюме. Потом наступает время личных встреч, заполнения разработанных нами анкет. Наверняка анкетирование, тестирование - практика, принятая во многих компаниях, где серьезно занимаются подбором персонала. Но это уже второй этап, когда первичный отбор произведен, а именно он отнимает много времени. И вот здесь нужно оптимизировать процесс, потому что большинство соискателей не умеют грамотно составить резюме. Кто-то вообще впервые об этом слышит, кто-то - что не лучше - составляет их под копирку, заодно с товарищами. Читаешь - фамилии разные, а характеристики стереотипные. Выбирать не из чего.
Как выяснилось на круглом столе, к работодателям, которые ищут сотрудников, - свои претензии. Они тоже немногословны по части конкретной информации. Ни графика работы, ни перечня того, что они вкладывают в понятие «соцпакет», ни стартовой хотя бы зарплаты. Вот и приходится тем, кто ищет и кого ищут, перелопачивать тысячи тонн словесной руды. И зачастую бесполезно.
Новые купоны
До сих пор никто не брался как-то структурировать эту стихию. Кадровые агентства в том числе. Хотя на круглом столе ТОО «GMZ Консультант» презентовало свою методику подбора кадров, в основе которой выполнение целевых заказов работодателей. Если в общем, то в соответствии с вашими подробными пожеланиями вам представят не тьму, а небольшое количество отобранных, «просеянных» посредством психологических и профессиональных тестов претендентов. Но это штучная работа. «Твой Шанс» взялся унифицировать массу соискательской информации.
Уже со следующего номера «ТШ» и те, кто ищет работу, и те, кто ее предлагает, должны будут не просто подавать объявления в произвольной форме, а заполнять купоны принятого образца. Купон «Ищу работу», например, предполагает, что в него поместят сведения об образовании (есть ведь вузы, одно название которых как знак качества), специальности, желаемой работе. В этой строке можно коротко оговорить условия работы - в помещении, четкий график и т. д. В купоне обязательно нужно указать свое имя и отчество. То есть фактически вам предлагают заполнить грамотное мини-резюме.
Купон для работодателя тоже достаточно формализован, в нем, например, необходимо обозначить юридический статус, чтобы соискатель четко знал, от какой структуры (ТОО, ИП, ГУ, частное лицо) исходит предложение о найме.
Для кадровых агентств и центров создана дополнительная рубрика «Предлагаю работу. Агентства».
На круглом столе авторы инициативы провели по ней экспресс-опрос участников. Не все, но большинство сошлись на том, что это полезное начинание.
- На российских сайтах, в изданиях это принято не первый год. Хорошо, что начало положено и у нас, - сказала менеджер по персоналу ТОО «Стофарм» Оксана ТИТОВА. - Работа по прежним объявлениям действительно малопродуктивна и затратна к тому же. Люди ведь нередко дают только сотовые телефоны. Звонков порой приходится делать десятки. И я уже привычно начинаю с того, что к нам довольно сложно добираться общественным транспортом. Многие с учетом этого сразу отказываются. А если такая информация будет в купоне - отбор какой-то можно делать сразу.
Опыт «оттуда»
Участники круглого стола обменялись собственным опытом о том, как в разных компаниях работают кадровые службы. Звучала информация, правда, пока приблизительная, об опыте зарубежном. Речь зашла, например, о Германии, где, покидая старое место работы, человек уносит с собой характеристику. И на новом о ней обязательно спросят. Написана она корректно, но кадровики в ней читают не только явное, но и тайное. Устойчивые формулировки, которые являются своеобразным кодом, на непросвещенный взгляд, абсолютно корректным. Допустим, «он работал эффективно» - написано о действительно хорошем работнике. И «он старался работать эффективно» - о раздолбае. Это, конечно, очень вольный перевод. Но принцип ясен. Коды, естественно, разнятся по отраслям и не выдаются. В Германии также широко используются рекомендательные письма, формализованные чуть не на госуровне резюме, обязательные для заполнения. Причем важно, что изложенному во всех этих бумагах можно верить. А это уже следствие устоявшейся культуры в деле поиска и найма персонала. Мы только начинаем идти по подобному пути.
Кстати, сотрудники ТОО «GMZ Консультант» пообещали германский опыт изучить на языке оригинала и потом, возможно и через «НГ», ознакомить с ним предпринимательскую общественность.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера