Здоровое дыхание
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz
В некоторых моделях современных автомобилей установлен фильтр для очистки подаваемого в салон воздуха. Покупая подержанный вариант такой иномарки, водители зачастую этого не знают, поэтому потом безуспешно пытаются найти причину плохого обогрева салона в зимнее время. А она - в техническом состоянии воздушного фильтра. Что делать в таких случаях? На этот вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- Действительно, сейчас на некоторых моделях автомобилей, кроме общеизвестного фильтра для механической очистки воздуха, подаваемого для создания топливной смеси, устанавливается аналогичная конструкция и в воздуховодах, по которым в салон поступает наружный воздух. Такие фильтры применяются давно, но раньше их ставили на отдельных машинах представительского класса, которые предполагалось эксплуатировать в условиях мегаполиса, где насыщенный автомобильный поток. Исследования специалистов показали, что в таких случаях воздух в салоне насыщен не только механической пылью, но и канцерогенами от колес и выхлопных газов. У нас такой проблемы раньше не было, поэтому наличию или отсутствию фильтра в приобретаемых сейчас иномарках никто значения не придавал. Но если фильтру не проводить своевременное техническое обслуживание, то интенсивность воздушного потока, поступающего в салон, уменьшается. Летом в таких случаях водители вынуждены открывать окна, зимой происходит ухудшение обогрева салона. При этом можно заметить, что и вентилятор обдува начинает работать более натужно.
Для начала владельцам иномарок, еще не разобравшимся, есть ли на их автомобиле такой фильтр, нужно полистать техническое руководство по обслуживанию и ремонту. Обычно фильтр устанавливается в подкапотном пространстве в воздуховоде, идущем в салон. Если фильтр есть, посмотрите в руководстве величину пробега, через который нужно проводить техобслуживание. Если вы не знаете, когда его делали последний раз, фильтр лучше заменить.
Фильтры бывают разной конструкции. Для очистки только от механических примесей используется бумажный фильтрующий элемент. Его можно очистить мягкой кисточкой и продуть воздухом от компрессора. Есть и такие, которые устраняют вредные запахи. В основе их конструкции применяются специальные химические элементы типа активированного угля. Такие надо менять.
Можно, конечно, снять фильтр и ездить без него. Но если уж конструкторы его установили, значит, он решает определенные задачи. В связи с этим я бы хотел сказать и еще об одной важной проблеме. Кондиционеры в автомобилях обслуживаются тем же воздуховодом, что и печь для обогрева салона. В ходе эксплуатации на сотах испарителя кондиционера накапливается пыль. Когда включен кондиционер, воздух, проходящий через испаритель, образует водный конденсат, создающий благоприятную среду для развития различных микроорганизмов. Они с воздухом попадают в салон и могут вызвать у водителя и пассажиров аллергические реакции или заболевания дыхательных путей. Причину в таких случаях обычно видят в холодном воздухе кондиционера или открытом окне автомобиля. Чтобы избежать таких последствий, воздуховод нужно периодически обрабатывать. Для этих целей промышленность выпускает специальный препарат в аэрозольных баллончиках. Для очистки достаточно включить на полную мощность вентилятор отопителя и на входе в воздуховод пустить обильную струю аэрозоля. Если на автомобиле установлен воздушный фильтр, то вероятность концентрации пыли на испарителе кондиционера резко снижается.
К сожалению, продавцы, торгующие автомобилями на нашем рынке, в своих объявлениях не сообщают о наличии такой конструкции. А зря. Ведь он увеличивает комфортность.
Материалы номера