Аттракцион «Свободный полет»

Простые детские «крутилки» - самые безопасные из аттракционов. Вариации на тему «американских горок» и надувные батуты - наиболее опасные

Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz
Зульфия НАБИЕВА, nabieva@ng.kz

Уголовное дело по факту аварии на «Веселых горках» возбуждено

О том, что развлекательные сооружения небезопасны, мало кто задумывается. Срабатывает стереотип: если аттракционы работают, значит кто-то их контролирует. Увы, как показал несчастный случай в заезжем луна-парке на прошлой неделе,  не все так просто с нашими развлекательными механизмами. 

Корреспонденты «НГ» выясняют суть проблемы.

Карусели изъяли

Авария, произошедшая 30 августа в передвижном луна-парке «Лев», в принципе показала, что наши карусели могут крутиться вечно, не ведая преград. Откуда преграды-то, если пострадавшие, несмотря на переломы, сотрясения мозга и травмы позвоночника, претензий к владельцев не имеют. А контролирующие их деятельность службы отсутствуют.

Официальная точка зрения на происходящее за минувшую неделю так и не была озвучена. Письменный запрос «НГ», отправленный на имя акима Костаная и содержащий конкретные вопросы о том, кто дал разрешение на эксплуатацию гастролирующего луна-парка, на основании каких документов и сколько луна-парк заплатил за аренду территории,  Жомарт Нургалиев переслал  запрос

главному архитектору города. Ответов на простые эти вопросы   все еще нет.  Пока главный архитектор Костаная Абай ЮНУСОВ смог сообщить следующее:

- После аварии на аттракционах, где пострадали люди, было решено проверить и испытать еще раз новые карусели «Гусеница» и «Вертолетики». Обязательно пригласим сотрудника из департамента по ЧС. Хотя организовывать проверки каруселей не в нашей компетенции. Руководство луна-парка просило разрешение на размещение  на территории пляжа, имея на руках все разрешительные документы. Им дали добро.

В очередной раз наведавшись к городскому пляжу, мы обнаружили, что оскандалившегося парка там и в помине нет.

- 3 сентября УВД Костаная возбудило уголовное дело по ст. 269 ч. 2 - «Выполнение работ для оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью двух и более лиц». Санкция данной статьи максимально предусматривает лишение свободы до 5 лет, - сообщил «НГ» прокурор Костаная Арай АЛИМОВ. - Дело возбуждено по факту. В ходе следствия выяснится, кто виноват. Животных увезли в Темиртау, а карусели мы изъяли. Перевезли их на трех «КамАЗах» на охраняемую территорию. Эксперт уже на месте. Все механизмы будут проверены.

Как говорит Алимов, следствие определяется с экспертизами. Ставится вопрос об ответственности руководителей отделов акимата Костаная, которые дают разрешение на это.

Сам себе проверяющий

Крупные парки аттракционов - в областном центре и в Рудном. В Костанае  8 аттракционов, в Рудном - 14, но многие просто не работают. На Центральном стадионе в Лисаковске остались только лодочки, на которых дети катаются бесплатно.

- Иногда к нам приезжают передвижные аттракционы, - сообщил «НГ» заместитель акима Лисаковска Андрей СЕНЧЕВ. - Но там теперь парк «Арай-Ленд», который в частной собственности. Карусели, видимо, тоже. Более подробную информацию смогу дать только по запросу.

В Житикаре, по словам заместителя акима Житикары Анатолия АЛИФЕРЦА, осталась только детская железная дорога, которую выкупил местный бизнесмен.

- Ей уже около 20 лет, - рассказал собственник Руслан БУЛУДОВ. - Мы постоянно меняем отдельные вагончики, участки рельсов, шпалы. Ежегодно ревизию проводят только сотрудники железной дороги. Акимат в нашу деятельность не вмешивается, только благодарит, что детей катаем.

-  Все наши карусели пора менять! - признает директор ГКП «Костанайский городской парк культуры и отдыха» акимата Костаная Леонид ТРАХТЕНБЕРГ.  - Действительно, все существующие аттракционы в Центральном сквере установлены более 19 лет назад,  нужно учитывать, что работали они не более 5-6 месяцев в год, то срок службы делится на два.

По словам Трахтенберга, ежегодно проводятся испытания под нагрузкой всех аттракционов, замеры контуров заземления, осмотр всех швов и болтовых соединений. Все эти работы проводятся в присутствии комиссии, созданной по приказу парка. В нее входят техники-механики, электрики, инженер по технике безопасности, заведующий аттракционами, которые вкупе с директором  несут ответственность за техническое состояние аттракционов. 

Хочется верить, что в Центральном сквере все надежно. Но проблема в том, что на данном этапе сотрудники парка проверяют и контролируют сами себя. Контролеров со стороны нету.

Обследовать дорого

- У нас 14 аттракционов. Из них «Круговой обзор» и «Вихрь» я несколько лет назад закрыла из-за изношенности. Ведь им по 30 лет, - рассказала директор ГКП «Городской парк культуры и отдыха» Рудного Татьяна КОНОВАЛОВА. - Сейчас готовятся все документы на их списание и демонтаж. Некоторые карусели на зиму частично демонтируем, а весной собираем заново, проводим испытания. 

Коновалова, понимая,  что нужны специалисты, пытается вызвать в Рудный специалистов из Ейска Краснодарского края. Здесь расположен завод-изготовитель, чьи аттракционы еще с советского периода работают в Рудном. Этой весной из Ейска пришли документы, в которых указано, что срок службы аттракционов без капитального ремонта - от 6 до 10 лет! Получается, что карусели служат 2-3 срока. Российские специалисты с завода-изготовителя готовы приехать в Рудный для осмотра и освидетельствования каруселей. За работу они запросили около 100 000 российских рублей - непостижимую сумму для рудненского парка.

 - Кто будет отвечать за несчастный случай? Конечно я, - говорит Коновалова. - Поэтому стараюсь закрыть те карусели, которые могут представлять опасность для жизни отдыхающих и обезопасить себя от непредвиденных ситуаций. Плохо, что у нас нет ни одного законодательного документа и органа, где были бы прописаны правила эксплуатации и проверки.

Специалист отдела по ЧС акимата Рудного Ольга ГУЧЕНКО приходит в парк только для визуального осмотра аттракционов.

- Мы не правомочны проводить осмотр каруселей, - объясняет она. -Мы не специалисты в этой области, как мы можем вносить какие-то решения?  У нас в стране нет ни одной организации, имеющей лицензию на проведение приемки аттракционов, на их должный осмотр и ремонт. Раньше был гостехнадзор. Специальный отдел, который бы занимался непосредственно работой по аттракционам, нужно создавать, обучать людей.

Столичный подход

В Астане, в самом большом парке с аттракционами, которые находятся на государственном балансе, с проверками серьезнее, но проблемы тоже есть.

- Ежегодно до начала сезона мы проводим обследование всех аттракционов, - рассказала директор филиала ГКП «Фонд коммунальной собственности Астаны - столичный парк» Ирина МАСЛЕНКО. - Нанимаем фирму, которая имеет лицензию на право обследования высотных конструкций и конструкций, находящихся под нагрузкой. Это ближе всего к нашей деятельности, потому что специализированной фирмы по аттракционам в Казахстане нет.

Как говорит Масленко, стоит такое обследование очень дорого. Деньги для него бюджет не выделяет. Парк обходится теми средствами, которые собирает за прокат каруселей. Длится оно около месяца.  Затем представитель фирмы составляет акт, в котором расписываются все члены комиссии. Замечания и неполадки устраняются. Ежедневно техническая служба столичного парка проверяет состояние каруселей.

По словам Масленко, у каждого аттракциона есть техническая документация, в которой прописан срок службы. Как правило, ставится 10 лет вне зависимости от того, детский ли это паровозик или огромное колесо обозрения. Помимо срока службы в скобках прописывается наработка часов.

- Бывает, что каруселям уже 20 лет, а свои часы они еще не выработали, - объясняет Ирина Масленко. - У нас сезон работы всего четыре месяца. Два из них карусель может простоять из-за непогоды.  Если фирма, обследующая аттракционы, дает заключение, что коррозии и усталости металла нет, раковин нет, несущие конструкции в нормальном состоянии, часы она не выработала, карусель разрешают запустить. 

Контроля нет

В парке Астаны в этом году исполнилось 10 лет двум каруселям - «Зубру» и автодрому. На будущий год комиссия будет решать - демонтировать их или оставлять. В этом году были списаны малое колесо обозрения и «Солнышко», которые из парка отправят на металлолом. По статистике детские карусели служат дольше, нагрузки на них меньше. Быстрее всего изнашиваются надувные батуты. Они же и считаются одними из самых опасных.

- Их могут неправильно закрепить, не учесть ветровую нагрузку, - говорит Масленко. - Недавно в Астане возле развлекательного центра «Думан» дети, прыгая на батуте, получили серьезные травмы: их сбросило на землю, потому что операторы не учли порывов ветра.

В России тоже нет специализированной фирмы, проверяющей аттракционы. Их обследует Ростехнадзор. На Западе в специальную комиссию обязательно входит представитель фирмы-изготовителя. В советское время тоже старались привлекать изготовителей.

Абсолютно нелогично, что к аварии такого рода, равно как и к эксплуатации аттракционов, в принципе не имеет отношения департамент по ЧС Костанайской области МЧС РК.

- Аттракционов в перечне поднадзорных объектов у нас нету, - говорит начальник департамента Евгений БАТОВ. - Даже при обследовании каруселей представителя по ЧС нет в комиссии. Все аккумулируется в городском акимате.

- При несчастных случаях всегда виноват тот, кто взял деньги, - говорит Ирина Масленко. -  Но на практике, если потерпевшие не имеют претензий, то все на этом заканчивается. Возмещаются расходы на лечение, моральный ущерб.  Потерпевший ставит подпись, что он не имеет претензий по такой-то ситуации.

Потерпевшие от «Веселых горок» луна-парка, по данным «НГ», претензий не предъявляют. Тем не менее расследование началось. И это правильно: только если за нарушения кто-то отвечает, есть надежда, что нарушений этих будет меньше. Вопрос в том, удастся ли добиться наказания виновных в том, что люди, пришедшие отдохнуть, оказались на больничной койке. 

Фото Николая СОЛОВЬЕВА

ОПРОС

Кто должен нести ответственность за безопасность аттракционов?

Арай АЛИМОВ, прокурор Костаная:

- Я глубоко убежден, что помимо собственников аттракционов ответственность должны понести и государственные чиновники из числа работников акимата Костаная. Должны быть наказаны те уполномоченные люди, которые по роду своей деятельности отвечают за  работу  индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по эксплуатации аттракционов в данном случае. Со стороны государства вся эта деятельность должна четко контролироваться. Кто это должен контролировать, мы сейчас выясняем. Будем разбираться, почему работники недосмотрели, недоглядели. Почему разрешили заниматься предпринимательской деятельностью по установке аттракционов, которые оказались некачественные. Эксперт выяснит, что там было неисправно. Найдем виновных и установим.

Начальник управления по ЧС Костаная Марат ЖУСУПОВ:
- Частный парк аттракционов, или государственный, в первую очередь ответственность несет руководитель. Он предоставляет людям услуги, за которые получает деньги, поэтому должен следить за состоянием аттракционов во избежание ЧП. По несчастному случаю, который произошел 30 августа на территории городского пляжа, хочется сказать одно:  кто-то же дал этим людям разрешение на отведение места. По сути, руководство этого луна-парка должно были обойти все инстанции, которые бы провели проверку привезенных аттракционов. А так на каких мы основаниях должны их проверять: это нигде и в законе не прописано. Да и вообще, наше ведомство с сотрудниками городской прокуратуры несколько раз в год проверяет Центральный парк культуры и отдыха на соблюдение правил техники безопасности. Последняя проверка, например, была нами проведена в августе. Что касается самих каруселей - мы к ним не имеем никакого отношения.

Алмат АЙДОСОВ, депутат маслихата Костаная:

- Прежде всего должны отвечать балансодержатели, если так можно выразиться, т. е. те, кому принадлежат аттракционы. Должен быть еще какой-то внешний контроль. Честно говоря, с ходу не могу представить, кто должен в такую комиссию входить и как она должна функционировать. Создавать такую службу по инициативе депутатов - это не в компетенции маслихата. Это может быть какой-то разовой акцией. Привлекли специалистов, проверили. Но ведь нужна постоянная техническая служба, ее нужно создавать на законодательном уровне. Получается, что пока этот вопрос остается открытым, и я со своей стороны ставлю жирный вопрос.

Евгений БАТОВ, начальник департамента по ЧС Костанайской области МЧС РК:

- Я думаю, что если речь идет о несчастных случаях на передвижных аттракционах, то должен отвечать городской акимат. По крайней мере, какой-то отдел, скорее всего  ЖКХ, который дает разрешение на расположение на территории города. А если речь идет о стационарных аттракционах, как в нашем парке, тогда тем более ответственность лежит на городском акимате.  Парк является ГКП и подчиняется акимату. Я думаю, что вся ответственность, кстати, прописана в уставных документах. Если это парк культуры, то должно быть указано, сколько и каких каруселей в нем расположено, и, соответственно, кто отвечает за их технический надзор. Естественно, ответственность лежит на главном инженере и директоре парка.

Ольга КОВАЛЕВСКАЯ , директор департамента по защите прав ребенка:

- За техническое состояние карусели, соблюдение безопасности несет ответственность согласно законодательству РК владелец аттракциона. В случае несчастья эксплуатанту - это человек, который следит за работой качелей, или владельцу, вовремя не проверившему состояние аттракционов, может быть предъявлено обвинение по ст. 316 УК РК «Халатность» или ст. 111 УК РК «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности». В парках с аттракционами обязательно должна быть техническая служба по организации безопасности аттракциона и гарантийная эксплуатация заводом-изготовителем. В нашей стране действует специальный технический регламент, согласно которому карусели и их размещение должны соответствовать особым требованиям. К сожалению, официальной статистики смертности на каруселях в нашей стране не ведется. Однако ежегодно в мире тысячи детей погибают на качелях и каруселях, получают травмы. Родители должны помнить, что аттракционы могут быть изношенными.