Программомания
Евгений ШИБАРШИН
Как из этих умных и правильных слов создать прибавку ВВП, пока неясно, а потому и с комментариями можно было бы подождать. Однако в том-то и дело, что программы еще нет, а цифру «50%» уже нарисовали. А почему не 45 или 55? На чем основаны расчеты правительственных чиновников? На задании главы государства? Если это так, то мы имеем дело всего лишь с «политической волей» президента, продиктованной, скорее всего, политическими соображениями. Но ведь экономика уже не раз срамила политиков своими «капризами». Особенно тех, кто составлял планы не на основе реалий, а исходя из собственных амбиций.
Еще никто не знает, куда выведет «кривая» мирового финансово-экономического кризиса, еще продолжаются гадания по поводу того, достигли ли дна кризиса, а правительство уже рисует радужные картины бурного экономического роста в ближайшие 4 года. Ресурс социального оптимизма, с помощью которого власти Казахстана отвлекают народ от озабоченности по поводу негатива в жизни, оказался настолько эффективным, что составление различных программ и стратегий стало для них главным занятием. Самое интересное: замыслы вроде бы неплохие, что же касается исполнения... Еще в начале 2000 годов руководство Казахстана говорило о необходимости увода экономики страны от сырьевой однобокости. И что же? Тема диверсификации звучит опять. Правда, есть уже прогресс - теперь в сочетании с конкурентоспособностью. Похоже, стали понимать, что для заполнения внутреннего рынка товарами отечественного производства нужно вытеснять продукцию, ввозимую в Казахстан из других стран. Сделать это повышением пошлин на импорт сложно - можно нарваться на ответную меру в отношении нашего экспорта. Остается честная конкуренция по качеству или цене. С качеством у нас проблемы - нужны новые технологии и соответствующие кадры. Их нет. Что касается цены, то большинство казахстанских производителей работает на импортном сырье и комплектующих, что повышает себестоимость конечной продукции. Есть еще один фактор. Пока казахстанское правительство будет биться над ростом в 50%, конкуренты в других странах тоже не будут сидеть сложа руки.
В правительстве наверняка все это знают и прекрасно понимают, что такого рода проблемы за 4 года не решаются. Даже надрываясь в «форсировании индустриально-инновационного развития». Тогда зачем ставить перед собой заведомо невыполнимые задачи? Так ведь во всем мире говорят о кризисе, а в Казахстане - о захватывающей обывательский дух перспективе. Что же касается выполнения обещанного, то кто все это проверит?
Материалы номера