«На этой планете он творил, как Бог в раю»
Об этом человеке нам удалось узнать случайно. В разговоре с корреспондентом «НГ» его брат обронил фразу: «Он известен во всем мире, и только в Казахстане о нем не знают ничего». Наш земляк из Аулиекольского района Николай Куц - талантливый живописец, член Союза художников СССР, прославившийся по всему миру своими картинами, ни разу не выставлялся в родных краях. В Рудном живет младший брат художника Анатолий Куц, который и передал в редакцию журналы, брошюры с информацией о Николае Константиновиче.
При использовании брошюры Владимира ДЕСЯТНИКОВА «Николай Куц»
Талант до Москвы довел
Родился Николай Константинович 1 июля 1936 года в небольшом селе Москалевка Семиозерного (сейчас - Аулиекольского) района в большой семье. Его отец Константин всю жизнь работал пастухом, мать вела хозяйство и растила 13 детей. Седьмым по счету был Николай, унаследовав от матери любовь к творчеству, к изысканному вкусу, к совершенному видению мира.
Первые шаги к искусству он делал, бегая к местному народному умельцу - ковровщику. Спустя много лет Николай, живя уже в Переславле, отдаст дань признания своему первому учителю, собрав большую выставку народных промыслов Переславского района. 17-летним юношей Николай приезжает в Москву с заветной мечтой стать художником и поступает в Московское художественно-графическое педагогическое училище. Первое время он живет у своего дяди, а затем перебирается в общежитие. Учится с огромным рвением, перебиваясь при этом с копейки на копейку и подчас не имея и крошки хлеба во рту. Но все тяготы жизни переносит легко, стремясь к своей мечте. Закончив училище, уходит в армию, а в 1962 году Куц переезжает в Переславль, где сначала работает в школе преподавателем рисования, а затем организует художественную школу при ДК. С 1964 года Куц становится участником выставок Ярославского союза художников. Помимо этого Николай Константинович работал в скульптуре, увлекался резьбой по дереву, и все же живопись была для него самым главным.
Воспоминания друга
Много статей, очерков посвятил художнику его друг - вице-президент Славянской Академии Владимир ДЕСЯТНИКОВ, с которым Куцу довелось побывать в нескольких командировках.
- Николай Куц жил и работал треть
века в Сергиевом Посаде, определившем его судьбу как художника. Древний город с
Лаврой на горе Маковец - не пассивный объект творчества, он сам - как памятник
истории, искусства, одним словом, святыня, - активно повлиял на сложение
личности художника, его мировоззрение и, что главное, указал выбор пути ко
спасению. Талант Николая Куца по своей сути - лирический. Искренность и яркость
картин Куца давно уже привлекли к нему внимание и зрителей, и мэтров от
искусства. Много дал ему, как мастер, Иван Сандырев, любивший бывать в старой
уютной мастерской Куца на Пушкарке. Среди тех, с кем мне довелось в счастливую
пору жизни поездить и походить по городам и весям России, Николай Куц - на
первом месте. Владимир, Ростов Великий, Смоленск, Новосибирск, Астрахань,
Дербент, Баку, Краснодар - поездок было много, все они ярко запечатлены в
этюдах, картинах, в графике. А сколько было знакомств с большими русскими
людьми, оставившими неизгладимый след в нашей благодарной памяти.
Помню, как мы приехали к Михаилу Шолохову. Загорская газета «Вперед»,
командировавшая меня и Николая Куца в Вешенскую, ждала очерк и карандашный
портрет писателя с его автографом. Очерк можно было написать и по приезде
домой, а вот Куцу предстояло нарисовать Михаила Александровича во время нашей
беседы, и так, чтобы писатель согласился поставить свой автограф. Задание не из
легких. Николай волновался, приступая к портрету, я решил помочь ему, заведя
разговор о войне - теме, близкой для всех нас троих. Как только разговор
перешел в общее русло, Николай успокоился, и я почувствовал, что с портретом
все будет в порядке. Так оно и вышло. Портрет Шолохова работы Куца с тех пор
обошел десятки газет и журналов. Убежден, что со временем он станет таким же
ценным свидетельством современника о великом писателе, как карандашный портрет
Ф.М. Достоевского работы К. А. Трутовского.
Николай Куц обладал редким даром педагога, к которому тянулись художники,
начинавшие свой путь в искусстве. Это я заметил еще в Переславле-Залесском. Уже
тогда вокруг него сформировалось ядро талантливых учеников, ставших
впоследствии членами Союза художников, участниками крупных российских и
зарубежных выставок. Я был среди тех, кто организовывал первую персональную
выставку Куца и давал ему рекомендацию в Союз художников, тем не менее, считаю
его своим учителем в живописи. Именно Куц первый заметил во мне тягу к кисти и
не скупился на добрые слова, чтобы я поверил в свои силы, почувствовал крылья
за спиной. Так что радостью творчества я во многом обязан Николаю Куцу.
«Незабываемый Куц»
Так сложилось в судьбе Николая
Куца, что он несколько лет жил вне дома. По приглашению Ираиды Богдановой,
которую удочерила чета Рерихов после знаменитой гималайской экспедиции, Куц жил
и работал в музее-квартире Юрия Рериха. Работая там 12 лет, он создал огромную
галерею портретов (около трех сотен) знаменитых людей. Подавляющее большинство
из них писал с натуры.
Он запечатлел ведущих писателей страны, в том числе Валентина Пикуля, Владимира
Чивилихина, Виктора Астафьева. Позировали Куцу академики, депутаты, музыканты.
В 1985 году он начал создание серии портретов шахматных гроссмейстеров. Среди
них Василий Смыслов, Анатолий Карпов, Майя Чибурданидзе, Гарри Каспаров и
другие.
Звонкость, особый колорит, насыщенность цветом и светом произведений Куца, будто
вырвавшегося в космос, нельзя не заметить. Одну из его работ руководство страны
подарило Ричарду Никсону, приезжавшему с визитом в Советский Союз. Имя
художника приобрело известность не только в пределах СССР.
Задолго до переезда Куца в Загорск местные художники знали о нем и его
удивительных работах. Прежде он жил в Переславле. Будучи частыми гостями на
выставках, в которых участвовал Куц, они, увидев «берендеево царство»,
сотворенное Николаем Константиновичем, восторгались живописными полотнами современника.
Когда в начале 70-х годов Николай Константинович переехал в Загорск, его
мастерская стала притягательным центром для местных мастеров кисти. Здесь
многие из близких к миру искусства людей впервые столкнулись со сказкой ярких
декоративных полотен гостеприимного хозяина. Вспоминали о нем как о человеке,
душа которого являла собой «разливанное море» добра, как о мастере, пишущем не
кистью, а чувствами.
На своей последней персональной выставке Николай Куц сказал: «Если я не услышу
музыки «Аве Мария» и не увижу перед собой чудного майского пейзажа, я не пишу.
Великие поэты Тютчев и Есенин помогают мне в создании картин. Глядя на мои
работы, зритель читает строки этих поэтов».
До своего 70-летия художник не дожил ровно 10 месяцев. Сейчас в Загорске живет его жена Полина с детьми и внуками.
Справка «НГ»
Николай Куц создал целый ряд живописных и графических портретов. Выставлялся в Америке, Канаде, Японии, Индии, Италии, организовывал несколько выставок в Москве. Его работы сейчас находятся в коллекциях российских и зарубежных музеев и в частных собраниях.
Материалы номера