Эпоху похоронили
Михаил ТРОФИМЕНКОВ, журнал «Власть»
Смерть Сергея Михалкова опускает занавес над эпохой.
Это невыносимо банально, но иначе не скажешь. После смерти карикатуриста Бориса
Ефимова Михалков оставался последним из тех, кого лично редактировал Сталин и
жутковато поддразнивал Берия, кто пил с ними вино, видел печати НКВД на дверях
друзей, освобождал Западную Украину и Белоруссию, честил космополитов и «некий
злак, который звался Пастернак».
Перечисление его должностей и наград заняло бы полосу. А вторую полосу заполнил бы список
его родных - от тестя-живописца Петра Кончаловского и жены-переводчицы Натальи
до сыновей-режиссеров. Сколько у него внуков и правнуков, патриарх, если ему
верить, точно и не помнил.
Но награды - суета сует, род будет расти и крепнуть,
давно доказав, что никакие превратности истории не страшны его
привилегированному положению. А вот судьба самого Михалкова уникальна. Судьба
не литературного диктатора, а поэта, написавшего «В этой речке утром рано
утонули два барана» и «Нас вырастил Сталин». «Нам купили синий-синий,
презеленый красный шар» и «Партия - наш рулевой». «Мы едем, едем, едем» и «А
сало русское едят». Ведь это писали не два разных человека, а один, не
испытывая никакого смущения от раздвоения творческой личности, объяснимого лишь
какой-то злой магией.
Впрочем, точно известна дата этого раздвоения - то ли
властной благодати, то ли пакта с дьяволом. 29 июня 1936 года в «Известиях»
была опубликована колыбельная «Светлана», может быть, лучшее из всего, что
написал Михалков. «Ты не спишь, Подушка смята...» Вопреки легенде, это был
отнюдь не день рождения дочери вождя: десять лет Светлане Аллилуевой
исполнилось 28 февраля. Но то ли Сталин умилился, то ли он как раз подыскивал
потенциального «наркома детской литературы». Уже в 1939 году 26-летний сын
классового чуждого юриста-птицевода, да еще, как выяснилось в 1990-е годы,
Рюрикович, получил орден Ленина. Еще через четыре года, даже не состоя в
ВКП(б), куда он вступит лишь в 1950 году, стал автором гимна СССР.
Сам Михалков писал, что имел в виду совсем другую
Светлану, однокурсницу по литинституту. Интересничая перед барышней, пообещал,
что назавтра она прочтет в «Известиях» посвященные ей стихи. Колыбельная,
которая была написана даже и не для однокурсницы, уже шла в набор, поменять имя
героини было делом техники. Этот незамысловатый анекдот - ключ к творчеству
Михалкова. Наверное, тогда он испытал что-то вроде озарения: судьбой просто
управлять. Достаточно заменить одно слово другим, нужным. Так он будет менять
слова гимна, переписывая его в соответствии с линией партии, в 1977 и 2000
годах.
Михалков часто повторял, что детским поэтом может быть лишь тот, кто сам
остается ребенком. В этой банальности скрыт вполне самокритичный и циничный
смысл. Ведь ребенок органичен и в эгоизме, и в жестокости, и в притворстве, и в
неблагодарности. Детскости больше всего в мемуарах Михалкова «Я был советским
писателем» (1992). В книге отзывов в музее Сталина в Гори он писал: «Я в него
верил, он мне доверял». А в мемуарах с детской непосредственностью
пересказывает байку о том, как Сталин приказал маршалу Ворошилову застрелить
его любимую собаку. Потешается над глухотой и дефектами речи Леонида Брежнева,
словно не о нем писал: «Выступает перед нами человек с душой бойца». И если
Михалков сказал, что «очень верит в Путина и Медведева», то, проживи он еще
десяток-другой лет, в его мемуарах нашлось бы что-нибудь интересное и о них.
Предположение вовсе не фантастическое. Ведь Сергей Михалков уже давно казался
бессмертным. Как детство или Кащей.
Фото
с сайта
Материалы номера