Фантомное самоуправление

Аркадий ДЕНИСОВ

Даже самым далеким от политики гражданам в Казахстане становится очевидно, что местному руководству нет дела до нашего мнения о них. Главное - угодить ел басы. Отсюда и вызревает в головах просвещенной публики мысль о выборности местных органов власти, о взаимозависимости их с населением, короче, о местном самоуправлении, определенном Конституцией РК 1995 года и до сих пор не нашедшем места в нашей жизни.

А между тем поиском форм самоуправлений занимались не только КОСы Костаная. В небольшом, но имеющем свои неповторимые черты Лисаковске накоплен 10-летний опыт поиска и создания собственной модели самоуправляемого города. Началось все с легкой руки реформатора Альберта Рау и было подхвачено новым акимом Валерием Полешко. На сегодня в городе создана стройная вертикаль с инициативой снизу от квартир, подъездов, домов, микрорайонов до главного мозгового центра - ОО «Созидание». Свои основные задачи эта структура решает через секции: по повышению социальной активности, по воспитанию детей и подростков, по охране, правопорядку, профилактике правонарушений, по работе среди ветеранов, инвалидов, пенсионеров, по благоустройству микрорайонов. Между подъездами, домами и микрорайонами идет что-то вроде соцсоревнования на звание лучшего. В общем, стимул есть.

Мы проехали по микрорайонам вместе с начальником областного управления внутренней политики Тамарой Жакуповой. Везде чистота и уют, деревья, цветы, оградки, скамейки, игровые формы. В одном дворе обнаружили даже камеры видеонаблюдения - теперь здесь не опасаются за машины, оставленные во дворе. Вообще, здесь чувствуется дух коллективной ответственности, знакомый по советскому периоду. Это помогает людям выживать в непростых условиях кризиса. Самое же интересное - все вышеперечисленные структуры работают на общественных началах, и все мероприятия, а их десятки, проводят на деньги населения и спонсорскую помощь.

На круглом столе лисаковчане много и увлеченно говорили о своем детище - модели общественного управления городом. И хотя здесь преобладали члены партии «Нур Отан», но и они высказали крамольную мысль: необходима децентрализация излишне забюрократизированного чиновничьего управления. Правда, прозвучавшее здесь утверждение, что «в стране создается правовое поле для полноценного развития самоуправления», лишено оснований. Поле создается, но в нем самоуправлению будет крайне неуютно, так как отсутствуют даже намеки на собственный бюджет. Об этом тоже говорили участники круглого стола, хотя и отмечали, что отдельные проекты обеспечиваются грантами управления внутренней политики. Но финансами в городе распоряжается аким, что неоспоримо свидетельствует: в Лисаковске юридически оформленного местного самоуправления нет, а есть общественные органы гражданской инициативы, которые многое решают на бытовом уровне, но целиком зависят от акима.

Не дай бог придет к ним аким «а-ля Ашимов» и одним росчерком пера прихлопнет инициативу граждан, как назойливую муху. Как это было в Костанае. Ведь каждый аким зарубил на носу - инициатива внедрения МСУ может исходить лишь от первого лица государства.

«В Лисаковске накоплен 10-летний опыт создания модели самоуправляемого города»