«Подвигов не совершаем. Работать умеем»

Виктор Шарцев: «В Костанайском Доме печати есть традиция - постоянно учиться»

Галина КАТКОВА

10 лет назад Костанайский Дом печати разрушил госмонополию в газетной печати

Событие, конечно, само по себе знаковое. Но сколько подобных бывает в бизнесе, когда  блеснет кто-то, рванет вперед, оставит всех на полкорпуса сзади, а через 5-10 лет никто и не вспомнит лидера. Выдохся на старте. ТОО «КДП» уникально тем, что, войдя абсолютным новичком в очень специфичный бизнес, не только закрепилось в нем, но уверенно развивается как успешная компания. Как это делается, «НГ» рассказывает бессменный директор предприятия Виктор ШАРЦЕВ.

 

Сначала было слово «газета»

- Виктор Иванович, вы начинали работать в ТОО «Твой Шанс». Газета, которую издавала эта компания, была абсолютно новым явлением для региона. И та же команда рискнула заняться полиграфией. Зачем?

- Как в том бессмертном произведении, вначале было Слово. И слово было «газета». АО «Полиграфия» с отвратительным качеством печатало «Твой Шанс». При этом очереди и очень высокие цены. Нормальная позиция для монополиста. И тогда учредителем Сергеем Миролюбовым было принято решение: печатать себя самим. Для чего нужно было приобрести ролевую печатную машину и - что не менее важно - найти человека, который смог бы ее запустить и эксплуатировать. Нашли Виктора Набовича Гусейнова, нынешнего главного инженера КДП, который оказался сведущим в механике, кинематике, электронике. С ним поехали в Индию, купили машину... Так все начиналось.

- То есть с полного полиграфического дилетантства?

- Из десяти набранных сотрудников профессионалом был только один. Но мы все начали учиться одновременно с пуском производства. Посещали выставки, уже существовал Интернет, специальная литература. Через два года мы печатали 40% областного газетного тиража. То есть высокая потребность в демонополизированных полиграфических услугах была нами просчитана верно. Тем более что качество у нас было лучше... И идеология другая. Миролюбов свел ее к нескольким главным принципам. Первое - прозрачная работа без  теневых схем. Второе -  уважительное отношение к сотрудникам и с их стороны понимание, что дело превыше всего. То есть никаких пьянок и прочих «неуставных» отношений. Третье - приверженность обучению. У нас, например, 95% управленцев прошли обучение в Школе бизнеса Открытого университета Великобритании. Все время учатся полиграфисты. Челябинск, Алматы, Екатеринбург, Москва, Германия - это адреса, куда либо наши работники отправляются на учебу, либо откуда к нам приезжают специалисты. К нашим принципам развития компании можно по-разному относиться. Но вот факты: в 2003 году на республиканском конкурсе «Предприниматель года» мы стали вторыми, сейчас, по данным мониторинга Национального банка, из 139 предприятий перерабатывающего комплекса в Казахстане наш рейтинг 28-й. По-моему, есть поводы для гордости.

 

Они были первыми

- Что вы привнесли в костанайскую полиграфию?

 - Полноцветные газеты. «Полиграфия» делала редкие отдельные тиражи. Мы первыми стали печатать полноцвет на постоянной основе. В нашей биографии есть такой любопытный факт. В Москве существует НИИ, который разрабатывает полиграфические нормативы. Когда мы запросили таковые для себя - для печатания полноцветной газеты на машине FAST-200, оказалось, что их нет. Нам так и сказали: не существует, потому что на машине секционного типа полноцвет невозможен. Отвечаем: хорошо, что мы этого не знали и печатаем. Они, опираясь на нашу практику, разработали нормативы. А  полиграфисты по Казахстану более десяти подобных машин купили.

Позже мы, и тоже первыми в Костанае, приобрели уже Sharpline и стали печатать полноцвет с двух сторон - 4 плюс 4. «Наша Газета» - тому яркий в прямом смысле этого слова пример. Так же как и «Новое время», «Хорошее дело». Кстати, на этой машине мы освоили печать на офсетной бумаге, легкомелованной. То есть продолжаем идти на технологические эксперименты и можем выполнять заказы, не вполне свойственные этому оборудованию. Расширяем границы его использования. С каким качеством - можно увидеть, в частности, на примере газеты «Автопрайс».

После ролевой мы начали осваивать листовую печать. Последнее наше приобретение - CTP от Heidelberg, оборудование для допечатной подготовки, которое ускоряет сам процесс и улучшает качество печати. Единственное в области на сегодня. Загружено на 100%. 

Кстати, если в ролевой печати оправдан один наш подход - взять недорогое, технологически не самое современное оборудование и за счет технических гениев КДП довести до восклицательного знака - то в листовом производстве наоборот. Там требования таковы, что невозможно работать на оборудовании, если оно низкого качества. Поэтому мы берем лучшее.  Здесь другого пути нет.

 

Неказахстанское содержание

- Виктор Иванович, как изменилось к сегодняшнему дню положение Костанайского Дома печати на полиграфическом рынке?  

- Конкуренция стала жестче. У нас был некий скачок технологический в начале. Но постепенно полиграфические предприятия перевооружались, и одно преимущество в качестве перестало быть определяющим. Но, я считаю, наша заслуга в том, что мы по-прежнему удерживаем справедливые цены в Костанае. На фоне того, что в связи с кризисом, который все-таки больше в головах, чем в реальности, некоторые типографии кинулись в откровенный демпинг. 

- Справедливые - это какие?

 - Принцип их формирования такой: мы должны зарабатывать столько, чтобы хватало на развитие и приобретение новых технологий. Если будем демпинговать и работать только на сегодняшний день, то через 5 лет не будем нужны никому. Мы так заказчикам и объясняем.

  - Областной рынок полиграфических услуг сегодня считается насыщенным?

- Сложный вопрос. Судя по тому, что в небольшом областном центре уже 5-6 предприятий могут изготавливать высококачественную полиграфическую продукцию - да. Но тем не менее большие тиражи, крупные заказы печатаются за рубежом - в России, Прибалтике. Там дешевле. Почему? Один из факторов - чтобы завезти расходные материалы для своего производства, например, офсетные пластины, мы платим пошлину. А на ввозимую готовую печатную продукцию, тот же этикет, ее нет. Поэтому у нас Омск, Новосибирск, даже Москва «откусывают» самые лакомые куски. Это проблема не только для области, для всей РК. Ассоциация полиграфистов пыталась с этим бороться. Пока без результата.

 

Школа выживания

- И на что в такой ситуации ваше предприятие делает ставку?

- Экспериментируем, осваиваем новые направления, экономим, но прежде всего не дергаемся и не изменяем своим принципам. Делаем, например, пробные разработки этикеток, изготавливая их малыми тиражами. Чтобы производитель мог отследить, как товар с ними расходится. Если нормально - увеличиваем тираж. Могу сказать, что мы доросли до того, что умеем делать отличные разработки водочной, пивной этикетки. Уже около 10 своих видим на прилавках.

Года три назад начали работать с издательскими проектами. В 2007 году наше издание «Добро пожаловать в Бурабай» было признано лучшим среди выпущенных в Казахстане туристических буклетов. Очень хорошо оценили и заказчики, и потребители, в том числе столичные, наш путеводитель «Свадьба». Считаем это перспективным для себя направлением, тем более что сегодня наша дизайнерская группа - одна из самых сильных в области.

- А на чем экономите?

- На всем, кроме зарплаты работников. Она в КДП - самая высокая среди костанайских полиграфических предприятий. Это я ответственно заявляю. У нас и текучки нет. Половина коллектива работает 5 и более лет. С определенной точки зрения здесь тоже экономия усматривается. Ведь чтобы из хорошего парня получился хороший печатник, требуется не менее двух лет. А просто хороший парень может нанести ущерб за смену в сотни тысяч тенге. Не преувеличиваю. Даже на послепечатной обработке, где работа проще, лишь один из 20 приходящих нас устраивает. Так что коллектив собираем по крупицам. Но зато какой собирается... Мы, например, единственные в области выполняем  металлизированное тиснение по этикеточной бумаге. Так вот приставку для оборудования, на котором оно делается, наши умельцы - все тот же Гусейнов и мастер-наладчик Алексей Горин - изготовили сами. Сэкономили для фирмы 25-30 тыс. евро. Термоусадочную машину сделали - это еще $4-5 тыс. 

Одно из наших преимуществ - использование компьютерных технологий. Программы наши собственные. Скажем, для того, чтобы рассчитать стоимость заказа, необходимо ввести основные параметры - и цена уже готова. Начисление заработной платы - по тому же принципу. Это все не только убыстряет процесс, но и позволяет отказаться от ставки экономиста. У нас нигде нет лишних людей. Начиная от личного водителя у директора и заканчивая технологом там, где без него явно можно обойтись. Да, мы несколько нарушаем классическую кадровую систему полиграфического предприятия. Но мы действуем, не будучи обремененными старым опытом, и это приносит пользу.

Подвигов не совершаем. Стараемся просто работать ровно, без скачков. Это дает результаты. Недаром в сравнении с прошлым годом мы не допустили никакого падения производства. На месте тех, кто организует семинары для предпринимателей по проблемам выживания в трудные времена, я бы лучше использовал опыт таких производственных компаний, как КДП, а не зарубежные схемы. Хотя нас почему-то в последнее время перестали приглашать даже на дежурные акиматовские собрания.

- И наконец - о планах на будущее...

- Раньше, чтобы достичь успеха, достаточно было купить технологию. Сейчас первичны маркетинг и потребности рынка. Есть рынок, ниша в нем - технология под это быстро покупается, производство оперативно перепрофилируется. Уверен, что с таким подходом к сегодняшней ситуации мы будем оставаться успешными и впредь.