Не хватило времени и… кадров.
Евгений ШИБАРШИН
На реализацию «Дорожной карты» в бюджете Костанайской области 2009 года предусмотрено 5,65 млрд тенге. По итогам семи месяцев израсходовано около 3 млрд. Учитывая, что основные виды работ носят сезонный характер и должны быть выполнены до наступления зимы, такие темпы грозят срывом программы. Правительство РК предупредило местные власти, что если это произойдет, недостроенные объекты будут сняты с республиканского финансирования. Что послужило причиной задержки в освоении запланированных средств?
Что есть «Дорожная карта»?
Это словосочетание впервые возникло в США. Так американское правительство назвало комплекс мероприятий по преодолению экономического кризиса, поразившего страну в конце 20-х
и начале 30-х годов прошлого столетия. Тогда огромные средства были брошены на строительство дорог, чтобы созданием новых рабочих мест решить главную проблему - ликвидировать массовую безработицу. Тем самым было снято социальное напряжение в американском обществе, грозившее революционными потрясениями.
Такими же мерами аналогичную задачу сейчас пытается решить и казахстанское правительство, выделив деньги на строительство и реконструкцию дорог, объектов коммунального и социального назначения. Поэтому количество новых рабочих мест, которые должны быть созданы в ходе освоения средств из государственного резерва, стали главной заботой властей. Этот показатель стал обязательным при проведении конкурсов по проектам казахстанской «Дорожной карты».
Костанайская область по данной программе получила из республиканского бюджета 4,4 млрд тенге. Еще 1,2 млн было снято с расходов по некоторым статьям местного бюджета. 87,5% всех этих средств запланировано на инвестиционные цели.
В ходе конкурсов по размещению госзаказов, проведенных в мае-июне, определено128 проектов, по которым подрядчики взяли на себя обязательства создать 9333 новых рабочих места. Учитывая, что на 1 июля в органах занятости в районах и городах Костанайской области на учете состояло 5092 безработных, запланированная прибавка новых рабочих мест могла бы разрядить обстановку. Таковы планы.
А какова реальность?
На расширенном заседании областного акимата, которое прошло 31 июля, начальник управления финансов Сауле АЙМУХАМБЕТОВА сообщила, что за 7 месяцев года освоение средств по программе «Дорожная карта» отставало от установленного графика по всем направлениям. Например, по 22 проектам реконструкции и развития системы жилищно-коммунального хозяйства было истрачено 90,2% запланированных средств. Несколько лучше обстоят дела на ремонте и утеплении школ, больниц, объектов культуры и спорта (95,1%), а также на объектах в селах (97%). Хуже всего с ремонтом и строительством дорог, по четырем проектам освоение составило 72,7%.
Расширенное заседание проходило 31 июля, а в понедельник Сауле Аймухамбетова сообщила «НГ», что поступили более точные данные. Но и по ним отставание остается. На 1 августа больше всего не освоено средств в Рудном - 20,9 млн тенге (из 396,6 млн, запланированных по графику), в Костанае - 10,5 млн (из 896,6 млн) и в Аркалыке - 3,9 млн (из 251,7 млн).
Учитывая, что такая картина оказалась почти по всем объектам «Дорожной карты» (исключение составляют здравоохранение и культура, где освоение 100%), можно с большой степенью вероятности предполагать, что все «болеют» одними и теми же болезнями. Мы решили встретиться с подрядчиками, работающими на объектах Костаная.
Конкурс затянулся
Один из них - ТОО «Норд-Холдинг» - получил заказ на строительство водопровода и канализации, а также объектов энергоснабжения в микрорайоне «Текстильщик». Как сообщил главный специалист ГУ «Отдел строительства и технического надзора акимата Костаная» Алексей ТИХОН, это предприятие должно освоить 100 млн тенге. На начало августа там уже было проложено 1390 м водопровода и около 2000 м канализации. По каждому из этих видов запланировано более 7000 м.
На стройке работа шла полным ходом. Бригадир монтажников ТОО «Норд-Холдинг» Владимир Кравцов сообщил, что к ноябрю весь объем будет выполнен.
- Мы приступили к работе только в июле из-за того, что конкурс на госзаказ проходил поздно и договор заключили только в начале июня. Обычно такие виды работ нужно начинать в апреле. У нас даже не осталось времени для нормальной подготовки. Все комплектующие мы завозили уже по ходу, а ведь это может сказаться на качестве.
Полным сюрпризом для строителей стали и неучтенные коммуникации. Это район частной жилой застройки, поэтому некоторые хозяева особняков уже самостоятельно подключились к водопроводной сети и теперь, когда новая трасса пересекала их «творение», они вставали на защиту своей собственности.
- Пока все эти вопросы согласовывали с акиматовскими службами, работа здесь не двигалась, - говорит Владимир Яковлевич.
Заместитель директора ТОО «Норд-Холдинг» Алевтина МИХАЙЛЕНКО рассказала и о другой проблеме, сдерживающей сроки реализации проекта. Дело в том, что около 80% комплектующих изделий они вынуждены завозить из-за рубежа. На это уходит время.
- Даже электрический провод, который раньше закупали в Павлодаре, теперь там не производят, - сетует Михайленко. - Сейчас мы вынуждены завозить его из России.
Но в целом их коллектив доволен: появилась работа. В прошлом году заказы были, а с начала 2009 вынуждены отпустить многих работников в отпуск без содержания. Такой объем, который они получили по «Дорожной карте», раньше выполняли за один месяц.
Кадров не хватает
О том, что начало работ по «Дорожной карте» в июне-июле пока не позволило как следует развернуть работу, говорил и заместитель начальника ГУ «Управление энергетики и коммунального хозяйства акимата Костанайской области» Газиз БЕКМУХАМЕДОВ. Их структура является администратором двух проектов: реконструкции линии электропередач 10/0,4 киловольт в селе Троебратное и подстанции в Аркалыке. Подрядчиком по первому объекту является ТОО «Костанайэлектромонтаж» (Рудный), по второму - АО «Каз-электромонтаж» (Алматы). И опять же нужно время на покупку и доставку оборудования, немалая часть которого производится за пределами Казахстана. В их числе дорогостоящее электротехническое оборудование для подстанции в Аркалыке, которая должна улучшить надежность снабжения города электроэнергией.
- Это достаточно сложный объект, - говорит Бекмухамедов, - поэтому даже составление проектно-сметной документации проходило непросто. Хотя проектировщики все сделали, чтобы выполнить заказ в ускоренные сроки.
Есть там и еще одна проблема - нехватка на рынке труда квалифицированных рабочих. По этой причине создаются такие новые рабочие места, которые легче заполнить, но они ничего не дают в плане развития.
Плоды неразумного «просвещения»
Тут проявляется одна любопытная деталь. Как сообщила на вышеупомянутом совещании в акимате начальник ГУ «Управление координации занятости и социальной защиты акимата Костанайской области» Шолпан ЖАКИТОВА, за текущий период безработные заполнили лишь 81,5% рабочих мест, созданных по «Дорожной карте». И дело не только в том, что, по оценке Жакитовой, «не оправдались пессимистические прогнозы по массовому высвобождению работников» (по отчетам предприятий численность сокращенных составила 120 человек, при ожидаемом -
2 700). Тут, очевидно, уже надо вести речь не о существовании безработицы как таковой, а о новой для нас разновидности - структурной безработице. Например, по информации Жакитовой, из 2 327 безработных, не востребованных по «Дорожной карте», 72,5% составляют женщины. В то время как по данной программе в большей степени требуются квалифицированные специалисты по профессиям, которыми традиционно для нас владеют мужчины. Именно по этой причине трудоустройство через органы занятости на объекты «Дорожной карты» в Рудном составило 21,1%, а в Костанае - 25,3%. Не дали нужного эффекта пока и курсы по переподготовке кадров, где по 21 специальности прошли обучение 1 576 человек. Это больше запланированного, но данный факт не добавляет профессионального опыта выпускникам этих курсов. А производству сейчас нужны именно опытные специалисты. Большинство безработных, которых трудоустроили органы занятости на объекты «Дорожной карты», выполняют ремонтные работы, санитарную очистку и благоустройство населенных пунктов. Для этого не нужна высокая квалификация, и получается так, что программа с громким названием «Дорожная карта» решает лишь сиюминутную проблему: накормить людей, оставшихся без источников существования. А что с ними будет завтра?
Мы начинаем пожинать плоды неразумной политики в сфере подготовки рабочих кадров, по поводу которой власти уже давно критикуются. Фактически безработных сегодня в регионе гораздо больше, чем их официально зарегистрировано. Но дело в том, что среди них много бывших выпускников вузов и средних учебных заведений, желающих получить работу по специальности, которая записана в дипломе. Такие рабочие места по «Дорожной карте» не запланированы. И вряд ли в ближайшее время их количество увеличится. Скорее наоборот. Переходить в категорию рабочих эти молодые люди не хотят, что означает: программа «Дорожная карта» до конца проблему безработицы не решит. Выходит, что нужно искать новые подходы. Иначе социальная напряженность у этой категории общества будет нарастать.
Виды работ при трудоустройстве безработных по «Дорожной карте» (на 30.07.09)
Фото Евгения ШИБАРШИНА
Материалы номера