Привлекательность ряда товаров обяжут снизить
Галина КАТКОВА
Один из самых «долгоиграющих» законопроектов, разрабатываемый с 2006 года, - на финишной прямой. 24 июня после всех согласований и чтений он был принят депутатским корпусом и ушел на подпись главе государства. Уже нынешней осенью кодекс вступит в силу. И его «лечебный» эффект в том числе почувствует на себе бизнес.
Он, кстати, полностью называется «О здоровье народа и системе здравоохранения» и конечной целью ставит изменение отношения казахстанского общества к вопросам здоровья. Ни больше ни меньше. Как обычно, реализация такого «системообразующего» закона сопровождается внесением изменений в другие. Что важно для бизнеса в нашем случае - в законы «О рекламе», «О частном предпринимательстве», «О лицензировании». Точные формулировки еще впереди, но к определенным моментам уже сейчас надо готовиться. Например, к тому, что требования кодекса скорректируют принятую практику продвижения и реализации некоторых товаров. В частности тех, которые могут нанести вред здоровью.
- В первую очередь это алкоголь и табак. Масса ограничений предусмотрена. Например, запрет на продажу спиртного молодым людям, не достигшим 21 года, - говорит депутат мажилиса Парламента РК Багила БАЙМАГАМБЕТОВА, - но особенно много нового по профилактике табакокурения. Теперь производители сигарет обязаны будут на каждой пачке не просто мелкими буквами писать, что «Минздрав предупреждает...» , а информировать не менее чем о 8 самых вредных веществах, содержащихся в табаке и его смолах. Сначала хотели, чтобы эта норма начала действовать через полгода после вступления в силу Кодекса «О здоровье народа», но потом все-таки производители, ссылаясь на уже заключенные долговременные контракты, выпросили себе 12 месяцев отсрочки. Тем не менее, это точно будет. Жесткие и очень конкретные ограничения на курение в общественных местах, которые до сих пор вроде бы и были, но какие-то размытые. Куришь на лестничной клетке - нарушаешь закон. На дискотеке - тоже. В ресторанах обязательна для курящих соответствующим образом оборудованная отдельная зона. Это к сведению предпринимателей. Теперь что касается продажи табачных изделий. Законом будет запрещена поштучная продажа сигарет, чем сейчас безнаказанно балуются торговцы на уличных лотках и в мелких магазинах. Мы предложили ввести запрет на продажу сигарет с полок самообслуживания в супермаркетах. Сопутствующие товары типа сувенирной продукции с табачной символикой или те же забавные пепельницы не должны вкладываться в так называемые подарочные наборы, то есть не должны навязываться ни в какой форме. И должны исчезнуть - это уже производителей касается - табачные изделия со всякими «заманухами» для покупателей. А то уже, говорят, сигареты с ароматом клубники есть. Не то здоровью вредишь, не то десерт потребляешь. Да, и еще ответственность будет наступать за неполную и недостоверную информацию о табачных изделиях. У нас же умеют так сказать о «легких» сигаретах, что поверишь в их пользу.
По словам Баймагамбетовой, изменения должны коснуться и порядка рекламирования изделий медицинского назначения, лекарств, средств - в том числе и приборов, обладающих оздоровительным эффектом, и даже методик оздоровления. Депутаты считают, что сегодня коммерческое продвижение всех этих товаров и услуг негативно влияет на граждан, дезориентирует их.
Рисунок Батырбека ДЖУЗБАЕВА
Материалы номера