Есть такая безопасность - продовольственная

Зерно - один из наших главных стратегических продовольственных ресурсов (Фото Николая СОЛОВЬЕВА)

Галина КАТКОВА

Стабфонды перестанут быть самодеятельностью местной власти
Депутаты Парламента работают над законопроектом, который должен внести серьезные изменения в целый ряд законодательных актов по вопросам продовольственной безопасности. Если перечислить хотя бы несколько позиций - порядок государственного регулирования цен на социально значимые товары, обеспечение учета внутренних продовольственных ресурсов, в первую очередь зерна, то становится ясно, насколько тема актуальна для бизнеса.

 

Нужен механизм контроля

Тем более что работа в Парламенте ведется активно: минсельхоз свои предложения внес, их уже рассмотрел мажилис, а в четверг, 9 июля, это сделал сенат. Не со всеми изменениями согласился, впереди доработка, но 25 июля верхняя палата должна рассматривать проект уже во втором чтении. Станет ли он законом ко времени завершения уборки нового урожая, и будут ли, например, на предпринимателей-аграриев в связи с этим налагаться какие-то дополнительные обязательства уже в ближайшее время?

- Были такие идеи - завершить работу к осени. Но в Парламенте есть понимание того, что здесь горячку пороть не надо. Потому что мы не усовершенствуем уже созданное, на самом деле сейчас идет выработка самого механизма учета и контроля внутренних продовольственных ресурсов, - сказал «НГ» депутат сената Парламента Евгений АМАН. - Если говорить по зерну, то есть общая статистика по валу. Есть экспортные операции, объемы которых можно мониторить по таможенным документам. Но нет системы, нет, например, четкой картины по объемам товарного зерна и его движению внутри страны, нет, наконец, органа, уполномоченного это контролировать и, естественно, отвечать за достоверность результатов этого контроля. И здесь мы уже упираемся в отсутствие нормативной базы. Чья задача создать ее? Депутатов. Причем при проработке глобальных вопросов мы стараемся, чтобы законодательно был закреплен и путь решения проблем более локальных, но принципиально важных для тех же производителей продовольствия. Раз уж мы заговорили о зерне, давайте о нем и продолжим, хотя поправки будут вноситься и в законы о хлопке, о семеноводстве, о госрегулировании АПК и т. д. В реальности есть такая проблема - взаимоотношения тех, кто хлеб выращивает, и тех, кто его принимает на хранение. Крестьяне часто жалуются на то, что на элеваторе они люди бесправные. При приемке им занижают данные по качеству зерна, и сделать с этим сегодня они ничего не могут. Их вроде бы частная проблема, кстати, смыкается с уже с проблемой государственной важности: смазывается, еще раз повторю, реальная картина по объемам и качеству товарного зерна в стране. Поэтому мы намереваемся заложить в закон норму о возможности провести в спорных ситуациях независимую экспертизу качества зерна. И чтобы в бюджете на это были предусмотрены средства.

Стабфонд в законе

Тему учета и контроля применительно к продовольственной безопасности страны, конечно, актуализировал кризис. Который, надо заметить, не в одночасье на мир свалился. Звоночки были и раньше. Пару лет назад, собрав нормальный урожай, вдруг без своего зерна осталась Украина. Слишком много продала. Пришлось потом закупать продовольственную пшеницу в России и Казахстане. По мнению Амана, опасность повторения такой ситуации была в прошлом году в Казахстане. Хотя меры, которые в связи с этим приняло правительство, ограничив экспорт муки, оказались мало адекватными ситуации и принесли больше вреда, чем пользы. Кстати, наша область доводила до кабинета министров информацию о том, что со внутренними запасами зерна в регионе все в порядке, ссылаясь, в частности, на запасы своего стабилизационного фонда.

Важно, что прорабатываемые сейчас изменения в Закон «О зерне» должны регулировать отношения, возникающие при формировании и использовании государственных ресурсов зерна. Эти ресурсы аккумулируются у нас в ряде фондов на уровне республики типа резервного фонда, и в стабфондах, которые были созданы в ряде регионов по инициативе местной исполнительной власти.

- Теперь она в лице акимов обратилась с просьбой подвести под эту инциативу нормативную базу, - сказал сенатор. - Есть разные предложения. Была попытка ввести некие критерии по посевным площадям. Если сеешь, скажем, 250 тыс. га - обязан продавать зерно по фиксированной цене в стабфонд. Я против этого подхода. При чем тут посевные площади? Вот неделю назад хлеборобы Костанайской области, на мой взгляд, были на грани катастрофы: жара, сушь. Сейчас ситуация смягчилась, но не везде. Я знаю, что в Карасу выпало немного дождей, в Камысты, Житикаре их практически не было... В масштабах республики - то же самое. Где-то неплохо с зерновыми, а Уральск горит. Так как людей можно ставить в равные условия, обязывая их сдавать зерно, если за ними числится определенная посевная площадь? Думаю, правительство должно ежегодно, сообразуясь с ситуацией, с ценами на мировом рынке, принимать соответствующий документ о порядке формирования стабилизационного фонда.

Социально значимые цены

Еще один блок вопросов, над которым сегодня работают депутаты, - регулирование цен на социально значимые товары. В первую очередь к ним отнесен набор, входящий в продовольственную корзину. В попытках включить здесь механизм госрегулирования Казахстан не одинок. Российский премьер Владимир Путин, который то и дело встречается с сетевиками, тому пример.

- Опыт есть и в других странах, - говорит Аман. - И делать это надо. До сих пор все попытки разобраться, как копеечная себестоимость у производителя превращается в неподъемную для покупателя цену розницы, терпели фиаско. Потому что наш оптовый рынок - серый. Нет крупных, легально обозначенных оптовых компаний. Зато есть множество поставщиков, которые с розницей работают по схемам, позволяющим ей на выходе иметь высочайшую рентабельность. Нужны не схемы, а прозрачные договоры между производителями, оптовиками, розничной торговлей. Нужны вертикально интегрированные компании, включающие все уровни производителей и реализаторов, которые уже есть в той же России. И вряд ли это можно считать вопросами далекого будущего и у нас. Это потребность сегодняшнего дня, и законодательная база под нее должна формироваться сейчас.