«В смете расходов не предусмотрено...»
Евгений ШИБАРШИН
Что нужно сделать, чтобы улицы Костаная стали безопасными для водителей и пешеходов?
С начала июля водителей в Костанае начали штрафовать за нарушение Правил дорожного движения, зафиксированные скоростемерами. Автоматические видеофиксаторы были установлены на самых оживленных улицах Костаная полтора месяца назад. По данным областного управления дорожной полиции, с 23 мая по 3 июля эти приборы отметили 26 684 случая превышения скорости, выездов на встречную полосу и неправильного проезда перекрестков. Помогут ли эти технические устройства улучшить организацию потока автомобилей, заполонивших областной центр в последние годы?
Зафиксирован - значит виновен?
Этот вопрос мы задавали водителям, преподавателям автошкол и дорожным полицейским. В целом все говорят о положительном влиянии видеофиксаторов нарушений ПДД.
- Даже несмотря на то, что некоторые водители после проезда этих приборов опять начинают нарушать, для большинства они являются дисциплинирующим фактором, - считает директор ТОО «Водитель АВС» Юрий КУЗНЕЦОВ. - Нужно, чтобы таких устройств в городе было побольше.
О том, как работает данная система, в СМИ уже не раз сообщалось, однако мы все же напомним. После того+ как прибор зафиксирует нарушение, водитель получает извещение об этом факте и приглашается в суд для рассмотрения вопроса о его наказании. Правда, в первое время к ответственности никого не привлекали, но, как сообщили в управлении дорожной полиции (УДП), начальник ДВД издал приказ, согласно которому 29 июня профилактический период закончился. Теперь нарушителей ждет судебное разбирательство.
В Костанае скоростемеры установили на 9 участках дорог, но задействованы лишь 5 из них. Остальные будут запущены в течение месяца. Все они настроены на тот скоростной режим, который установлен на данном участке дороги и обозначен соответствующим дорожным знаком. На их приобретение и установку запланировано потратить 140 млн тенге. Помимо них, на пяти перекрестках в центре города установлены камеры видеонаблюдения Центра оперативного управления ДВД.
- Операторы видят не только нарушения общественного порядка, но могут оценить интенсивность автомобильного движения на этом участке и заметить случаи нарушения Правил дорожного движения, - рассказывает старший инспектор организационно-аналитической и профилактической работы УДП Юрий ПАНАСЕНКО. - При необходимости они дают соответствующую информацию в дежурную часть дорожной полиции.
Дорожные головоломки
Однако введение технических новшеств в большей степени влияет лишь на одну сторону организации дорожного движения - на дисциплину его участников. Сейчас в Костанае зарегистрировано 58 360 транспортных единиц, в том числе 46 572 легковых автомобиля. То есть примерно одна машина на пять костанайцев. И число это из года в год растет. Только на начало июля, в сравнении с прошлым годом, количество зарегистрированных автомобилей в Костанайской области выросло на 4334 единицы. Примерно четверть из них приходится на областной центр. Конечно, за рулем оказались люди с разным водительским опытом. Да и среди пешеходов сегодня немало тех, кто не привык подчиняться каким-либо правилам или еще не сориентировался, как вести себя на проезжей части улиц. В итоге все выливается в дорожно-транспортные происшествия, погибают люди и разбивается техника.
Юрий Кузнецов в качестве эксперта не раз приглашался на судебные разбирательства дорожных происшествий. По его оценке, во многих случаях неприятности рождаются не только из-за недисциплинированности водителей, есть и предпосылки организационно-технического порядка.
- Сколько было столкновений на улице Карбышева в районе горгаза, - возмущается Кузнецов. - А все потому, что там множество торговых точек и для подъезда к ним на четырехполосной дороге центральную разделительную линию нанесли так, что можно делать левый поворот во многих местах. Но движение очень интенсивное, к тому же идет грузовой транспорт, поэтому там постоянно очень напряженная ситуация.
Есть претензии к организаторам движения и у старшего преподавателя инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Сергея КИМА. Он не только обучает студентов обращению с техникой, но и сам имеет большой водительский опыт.
- Недавно при реконструкции улицы Дощанова там установили новые светофоры, но на перекрестке с улицей Чехова они почему-то оказались без секций для пешеходов, - рассказывает Ким. - У водителей там проблем нет, а пешеходы никак не могут понять, когда им можно улицу переходить.
Мы проехали на это место и убедились, что так оно и есть. Но решили посмотреть и другие места. Любопытные вещи обнаружили. Например, если начинаешь ехать по ул. Дощанова от железной дороги, то при пересечении с ул. Темирбаева не сразу определишь, какая улица главная. Знак, который дает такую информацию, на этом перекрестке стоит ребром к движению по Дощанова. Может быть, кто-то похулиганил и развернул его на 90 градусов? Проверили. Нет, так установлен. Что интересно, аналогичный знак на Темирбаева стоит за 100 шагов от данного перекрестка. Пока доедешь до поворота, забудешь, какая дорога главная. Кстати, Кузнецов рассказал, что однажды в суде он давал экспертную оценку по столкновению автомобилей именно на этом участке.
Едем по Дощанова дальше. Подъезжаем к перекрестку и готовимся повернуть налево - на ул. Мауленова. Ждем, когда загорится зеленая стрелка на дополнительной секции светофора, но видим только красный. Все остальное закрывает щит со знаком «Главная дорога». И только после возмущенных сигналов сзади стоящих машин поняли, что нам уже горит «зеленый». Проезжаем перекресток, движемся к автобусной остановке. Там стоит автобус 27-го маршрута. Занимаем вторую полосу, но дорогу смело пересекают пешеходы и возмущенно машут нам руками. И только проехав, мы увидели с другой стороны дороги знак пешеходного перехода. Я решил сам пешком пересечь эту улицу и меня тоже никто не пропустил. Не хочу обелять водителей, но знак пешеходного перехода висит под крышей павильона автобусной остановки и его действительно не сразу увидишь.
Кто защитит пешеходов?
Положение пешеходов - это отдельная тема. Главные способы для упорядочивания их взаимоотношения с водителями на дороге - регулируемые перекрестки и обозначение дорожными знаками и разметкой пешеходных переходов. При условии взаимного соблюдения правил ЧП может не быть. Тут, конечно, у каждого свой интерес: одни требуют все зарегулировать, другие - наоборот. Найти золотую середину сложно. Механизм для этого есть, но как он работает?
Когда готовился этот материал, в «НГ» позвонила жительница Костаная Зинаида КУДИНОВА и сообщила, что на ул. Жастар, на всем ее протяжении от пр. Абая до ул. Чкалова, нет ни одного пешеходного перехода. А движение там достаточно интенсивное. Интересуюсь у Юрия Панасенко: что нужно сделать, чтобы такого рода предложения были рассмотрены? Ничего сложного вроде бы нет. Человек или группа людей официально обращается в дорожную полицию или акимат, после чего ситуация изучается и потом принимается решение.
- К сожалению, все не так просто, - говорит старший инспектор УДП. - Мы даем рекомендации, но для установки светофора у города нет денег. Так, например, обстоят дела с ул. Бородина, в районе ДК «Строитель» и на пр. Абая - у индустриально-педагогического колледжа.
Эти места костанайцам давно знакомы по сообщениям о гибели пешеходов. И сколько еще людей должно погибнуть под колесами, чтобы средства все-таки нашлись?
Надежда на республику
Тот факт, что финансов на обслуживание светофорного хозяйства, дорожных знаков и нанесение разметки действительно не хватает, подтвердил и. о. директора ГКП «Тазалык-2000» Андрей ТОЛПИНСКИЙ. Именно это предприятие и выполняет данные работы. По его информации, на техническое обслуживание светофоров из городского бюджета в 2009 году выделено 11 млн 827 тыс. тенге. На установку светофоров дали денег всего лишь на один комплект - около 2 млн 800 тыс. тенге (в 2008 году - почти 10 млн тенге). На установку дорожных знаков - 3 млн тенге.
- В Костанае установлено 89 светофоров, но только 24 обновлены в последнее время, - сообщил Толпинский. - Остальные давно устарели. Но в смете расходов на текущий год не предусмотрены деньги даже на их покраску, не говоря об очистке от веток деревьев, которые ухудшают видимость светофоров и дорожных знаков.
Есть надежда на трехгодичную программу «Зеленая волна», которая финансируется из республиканского бюджета. На нее запланировано около 800 млн тенге, в том числе 75 млн - на 2009 год. Уже готов проект обновления светофорного хозяйства. Правда, есть тут одно «но». По оценке директора «Тазалык-2000», в ней не учтены перспективы расширения автомобильного парка Костаная.
О качестве проектов, по которым обновляются светофоры, разговор особый. Именно в них заложены те недостатки, которые подметил Сергей Ким.
- На перекрестке ул. Дощанова и Чехова мы видели, что по проекту реконструкции ул. Дощанова запланированные там светофоры не отвечают нормам, - рассказывает Толпинский. - Я предлагал их заменить, но для этого нужны были дополнительные затраты. На удорожание проекта никто не пошел.
Что касается упомянутых выше казусов с установкой дорожных знаков, то их ставили сами дорожники. Надо так понимать, что на исправление дефектов опять нужны деньги, а их нет. К слову, по оценке руководства «Тазалык-2000», для нормального обслуживания хозяйства, регулирующего дорожное движение, нужно, как минимум, в два раза больше средств, чем выделяется сейчас.
Получается, что в целом на улучшение организации дорожного движения выделяются огромные средства. Но все они идут на установку современных контролирующих устройств. Что же касается «мелочей», создающих лишнюю нервозность на дорогах, на их исправление, как и прежде, денег нет.
Схема расположения видеофиксаторов в Костанае (Рисунок Виталия ЦЫГАНОВА)
Материалы номера