Экономично и надежно
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz
Надо ли бояться автомобилей с дизелем?
Несмотря на то что легковые автомобили, оснащенные дизельным двигателем, имеют прекрасные технические характеристики и многие из них оснащены по последнему слову современного автомобилестроения, многие водители все-таки отдают предпочтение машинам с бензиновым движком. Насколько оправданны такие подходы? Своим мнением по этом поводу делится старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского государственного университета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- То, что некоторые водители не доверяют автомобилям с дизельным двигателем, в большинстве случаев имеет психологические причины. Слово «дизель» зачастую ассоциируется с трактором, и потому считается, что легковой автомобиль с дизелем более шумный, в нем постоянно грязно и пахнет соляркой. На самом деле весь мир давно уже пользуется такими машинами. Прежде всего - по экономическим соображениям. Конструктивно дизель проще, а значит и в эксплуатации надежнее. В нем нет системы зажигания, которая зачастую приносит много хлопот. Есть лишь свечи накаливания, помогающие запускать дизель в холодную погоду, но они надежнее свечей зажигания. В современных двигателях, правда, устанавливается электронный блок управления, который регулирует подачу топлива с учетом температуры воздуха и других факторов, но его работа уже настолько отлажена, что особых проблем не возникает. А если системы двигателя надежнее, то и затраты на его эксплуатацию уменьшаются. Да и финансовые расходы на дизельное топливо меньше, чем на бензин.
Что касается мощности, то установка на дизеле турбонаддува позволила ее поднять, не увеличивая литража цилиндров. То есть при меньшем весе двигателя конструкторы получили большую мощность. При увеличении количества топлива, поступающего в цилиндры, турбонаддув добавляет давление подаваемого воздуха, обогащая смесь кислородом. Особенно явно этот фактор ощущается на марках автомобилей, где мощность двигателя чаще бывает востребована.
Но все эти преимущества дадут свой положительный эффект лишь в том случае, если водители будут соблюдать правила эксплуатации дизельного двигателя. Они имеют некоторые особенности и их нужно знать. Например, очень важно своевременно менять масло и переходить на сезонное топливо. Но, опять же, если сравнивать, какой двигатель больше «прощает» водителю его ошибки в эксплуатации, то дизельный выглядит предпочтительнее. Даже очень изношенный дизель может служить безотказно гораздо дольше аналогичного бензинового.
Но есть и другие обстоятельства, которые вызывают у водителей настороженность вполне обоснованно. Речь идет о качестве сервисной базы в нашем регионе. К сожалению, казахстанские нефтеперерабатывающие заводы выпускают дизтопливо с большим содержанием серы, которая отрицательно сказывается на работе цилиндро-поршневой группы. К тому же солярка на пути от НПЗ до заправки оказывается насыщена водным конденсатом и механическими примесями. Такое топливо тоже должно обслуживаться. Если его не очищать, оно губительно действует на форсунки, плунжерные пары и топливный насос. В 90-е годы некоторые водители пытались даже сами фильтровать солярку через замшу. Говорили, что так можно отделить не только абразивы, но и воду. Судить об эффективности такого способа не берусь. Могу только предложить не забывать о своевременной замене топливного фильтра, и делать даже чаще, чем предлагают Правила по технической эксплуатации. Чаще нужно удалять и конденсат, который образуется в топливном баке. Для этого в топливном фильтре есть специальное сливное отверстие. К слову, топливные насосы высокого давления на местном рынке запчастей стоят от $1000 до $3000.
Что касается боязни трудностей в зимнее время, то при соблюдении правил эксплуатации они не возникают.
Материалы номера