Что дала целина
Анатолий ТИХАНОВСКИЙ
Выступая с докладом по поводу 20-летия начала освоения целинных и залежных земель, первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Динмухамед КУНАЕВ сказал: «Сейчас поднятая целина - цветущий край. Казахский народ, все трудящиеся нашей республики всегда с благодарностью будут помнить о героических делах людей славного поколения первоцелинников. Это поколение превратило Казахстан в крупнейшую зерновую и животноводческую базу страны». Тут следовало бы еще добавить и то, что именно целина дала мощнейший толчок к развитию самого города Кустаная как центра целинного края.
До 1955 года в Кустанайской области вообще не было асфальтированных дорог. Их строительство началось в 1955 - за год было построено 100 км. В 1959 году протяженность асфальтированных автодорог в области составила 400 км, а в 1966 году - 2100 км. Жизнь тогда заставила строить хорошие дороги. По ним ведь хлеб надо было возить. Помнится, еще в 60-х-70-х годах прошлого века в Кустанай на элеваторы из районов шли днем и ночью нескончаемые колонны грузовиков с пшеницей нового урожая. Сейчас зерно, в основном, расходится по местным элеваторам и зернохранилищам в районах.
В 1938 году в Кустанае был всего один грузовой автомобиль, который приспособили под автобус для перевозки людей. Началась война, и того не стало, забрали для нужд фронта. А если бы автомашины и были, вряд ли бы они смогли нормально двигаться по тогдашним улицам города, особенно в распутицу, так как до 1952 года в Кустанае не было ни метра асфальта. В том году положили 1800 метров первого участка асфальтированной улицы Ленина (сейчас - пр. Аль-Фараби). К 1955 году длина асфальтированных городских улиц составила уже 10 км. К 1955 году на улицах областного центра «бегали» уже 40 автобусов, а в 1960 году - 104 автобуса, 53 грузовых и 86 легковых такси.
До 1939 года на территории области имелась только одна железнодорожная ветка Кустанай - Троицк, построенная еще до революции. В 1939 году через нашу область прошла железнодорожная ветка Акмолинск - Карталы. В 1957 году целина и ее хлеб вызвали необходимость построить железнодорожную ветку Кустанай - Тобол, соединившую Кустанай с веткой Акмолинск - Карталы. В 1957 году железная дорога пришла к Джетыгаре.
До 1955 года в Кустанае не было водопровода и канализации. Строить и то, и другое стали с 1955 года, а также устанавливать городские колонки питьевой воды.
С развитием всех отраслей промышленности и переработки сельхозпродукции, в связи с набиравшей темпы целинной эпопеей стало остро не хватать электрической энергии. В 1958 году на станциях Кустанай, Рудный и Кушмурун поставили под нагрузку железнодорожные энергопоезда, которые и снабжали дополнительно эти населенные пункты электричеством.
По данным 1939 года, население Кустанайской области составляло 6% от общего числа населения Казахстана. На 1959 год давали цифру уже 7.6%. Судя по предварительным данным последней переписи, мы снова опустились в этом отношении примерно до уровня 30-х годов.
Наверное, надо бы вспомнить и свердловского композитора Е. Родрыгина, и поэтессу Н. Солохину, которые подарили целинникам, а фактически всей стране, знаменитую песню «Едут новоселы» в марте 1954 года. В феврале 1954 года в Кустанай пришел первый эшелон целинников из Украины и Москвы, а в марте целинники уже вовсю распевали «Едут новоселы по земле целинной...»
Материалы номера