Будем перекрашиваться или обесцвечиваться?

Анатолий ТИХАНОВСКИЙ, ng@ng.kz

Государство вознамерилось поруководить частью бизнеса по перевозке пассажиров

В Костанае частных перевозчиков обязывают теперь иметь машины, «выдержанные в единой цветовой гамме». Этого требуют дополнения в Правила перевозок, принятые министерством транспорта. Парадокс заключается в том, что люди, которые занимаются частным извозом и которыми пытается руководить министерство, де юре не имеют отношения к минтрансу.

 


Рисунок Батырбека ДЖУЗБАЕВА

 

История вопроса

Во времена СССР во всех городах и весях существовали таксопарки, автобусные парки и кое-где парки трамвайные и троллейбусные. Не стало СССР - не стало ни того, ни другого, ни третьего с четвертым. Не смогло государство и местные власти содержать все это хозяйство и просто его ликвидировало. А потребность в услуге осталась! И тогда, почти 20 лет назад, сам народ взялся за брошенное государством дело. Со скрипом, с риском для собственных кошелька, транспорта и порой даже жизни дело наладилось. И совершенно без участия государства! Оно только стригло с этого дела свои купоны в виде выдачи патентов на занятие частнопредпринимательской деятельностью.

В итоге дело наладилось вполне. Оказалось прибыльным. И тут «нарисовалось» государство, которому мало прежних «купонов», а надо руководить по-крупному, чтобы иметь приличные дивиденды. Просто так, на дурняк, не вкладывая в раскрученное дело ни гроша! Родились Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, как будто это хозяйство - коммунальное, подведомственное минтрансу. С какой стати? Ведь все свое министерство угробило в советские времена.

Суть дела

Сейчас вот еще новость пришла, как снег на голову. В недрах минтранса по согласованию с минздравом и МВД родились дополнения в названные Правила перевозок. Цитирую их: «Такси внешне оформляется в единой цветовой гамме, установленной местными исполнительными органами городов». Вот постановление Костанайского горакимата на этот счет: «Установить в городе Костанае единую цветовую гамму желтого цвета для внешнего оформления автомобилей такси». Как говаривал полковник Скалозуб, подписано - и с плеч долой. А вы там исполняйте, как хотите. А то, что у нас и такси-то «де юре» нет вовсе, а таковыми формально считают частных извозчиков и их диспетчеров, ерунда. А то, что покраска одного автомобиля, не считая формальностей с переоформлением по цвету в ГАИ, обойдется в 150 000 тенге, плевать, не из государственного же кармана. А на то, что частные извозчики не коммунальная структура и не имеют никакого отношения к минтрансу, вообще начхать! Нет, может быть, где-то еще и сохранились в каком-то коммунальном виде (ГКП, например) таксопарки - ради бога! Может быть, где-то государство возжелает создать свой, коммунальный таксопарк - флаг ему в руки! А командовать частным извозчиком - извините. Тем более что на эту категорию «де юре» данный приказ не распространяется. Кстати, почему тогда не обязать и частных автобусников иметь единый цвет машин? Они ведь тоже осуществляют перевозки пассажиров и багажа. Или не приказать и тем, и другим вообще иметь одну и ту же марку транспортного средства и никак иначе?

Опыт зарубежный и наш

Да, есть подобный мировой опыт единообразного такси, и то только в Нью-Йорке. Там все такси именно желтого цвета и единой марки, но это именно муниципальное такси, содержащееся за счет бюджета города Нью-Йорка, который, кстати сказать, в несколько раз больше, чем весь бюджет Казахстана. Был похожий опыт в Англии, но касался он телефонных будок установленного образца и красного цвета. Два года назад эта страна от такого векового однообразия отказалась, и делалось там это тоже за счет муниципальной казны, а не за счет частников. То есть на продвинутом Западе вообще никто не смеет лезть в частные дела. У нас - можно.

Учитывая местный менталитет и сложившуюся практику исполнения подобных бутафорских приказов, чего можно ждать на сей раз? Наши частные извозчики перекрашиваться не будут. Но чтобы не нарабатывать себе лишних неприятностей, скорее всего просто снимут с крыши машины опознавательный знак «такси» и тем самым «обесцветятся».

Перекрашиваться просто глупо. Это и денег стоит, и время отнимает, да и вообще смысла нет. Ведь он сегодня подрабатывает извозом, а завтра переменит род занятий и цвет машины ему вообще до лампочки. Если с кем-то настырным и принципиальным дело дойдет до суда, то уверен, что суд будет на стороне частного перевозчика. Так как он, частник, сам лично де юре «такси» не является и на работу ни к кому не нанимался, а сам себе создал рабочее место. А потому под тот приказ не подпадает.