Чувство свободы и выброс адреналина
Любовь МИРОНОВА, ng@ng.kz, по материалам www.mototehnik.ru, http://www.in-drive.ru, http://www.scooterspb.ru
Именно это можно испытать, «оседлав» чудо-гибрид - квадроцикл
Квадроциклы как вид транспорта появились сравнительно недавно - намного позже, чем автомашины или мотоциклы. Изобрели их в Японии. Изначально квадроцикл был предназначен для фермеров, которые приняли изобретение без излишних эмоций. Однако их возможности очень заинтересовали богатых, использовавших этот транспорт для отдыха на курортах. В 1982 году в речь вошел термин ATV (All Terrain Vehicle), что в вольном переводе на русский означает «транспортное средство для езды по бездорожью». Квадроциклы обрели статус популярного средства развлечения: стали устраиваться гонки и фристайл-шоу, появились туристические маршруты для квадроциклистов.
Квадроциклы можно разделить на спортивные, прогулочные, вездеходы и хозяйственные.
Спортивные отличает высокая мощность двигателя и длинноходная энергоемкая подвеска. Для состязаний выпускаются заднеприводные машины с механической коробкой передач, они выжимают до 140 км/час, мощность вездеходов - около 50 л. с. Такие квадроциклы требуют серьезной спортивной практики, навыков вождения и соответствующей экипировки.
Прогулочные наиболее просты в управлении и не требуют от водителя специальной подготовки. Можно подобрать модель, оснащенную механической или автоматической коробкой передач. Прогулочные ATV - заднеприводные. Часто такие квадроциклы из-за небольших размеров принимают за подростковые. Мощность (10-20 л. с.), запросто забираются на крутую гору, экономичны. Максимальная скорость - 60-70 км/час.
Вездеходы могут пройти практически везде. Квадроциклы оснащены четырехтактными двигателями и автоматической трансмиссией, у них большой ход подвески и высокий дорожный просвет. Шины низкого давления позволяют с максимальным комфортом преодолевать проблемные участки дороги. Для этих моделей характерны полный привод, пониженная передача и блокировка дифференциала, то есть все качества, которые свойственны настоящему вездеходу.
Хозяйственные ориентированы на использование в фермерских хозяйствах. Снабжены большими багажниками спереди и сзади и даже кузовами (шестиколесные модели). Используются «тяговитые» моторы большого объема и в большинстве случаев полный привод.
Главное свойство квадроцикла - большие и чрезвычайно широкие для такой маленькой машины покрышки. В них очень низкое воздушное давление - вдесятеро меньше обычных для средней легковушки 2-2,5 атм. Это позволяет творить чудеса проходимости. Квадроцикл продерется сквозь такую грязь, где застрянет гусеничный вездеход и куда джиперу страшно даже заглянуть. Для своих размеров квады имеют огромный дорожный просвет - 240-290 мм, такой есть только у самых больших, «грубых» и «военных» джипов. Так что на кваде трудно задеть подвеской землю.
Двигатель на большинстве квадроциклов - 1-цилиндровый (2 цилиндра встречаются редко, как правило, на американских и канадских моделях), от 49 до 750 см3 (чаще всего - 250-500 см3), мощностью от 4-70 л. с. (чаще всего - 20-50 л. с.). При весе с водителем в 230-480 кг удельная мощность иных моделей - больше 100 л. с. на тонну. Если наряду с мощностью вспомнить о подвеске с ходом в 200-230 мм, становится понятен еще один секрет проходимости и необычной скорости на бездорожье.
Расход топлива для квадов измеряют в литрах за час работы. Причина понятна: грязь везде разная. Квадроциклы чаще всего имеют автоматическую трансмиссию. Впрочем, у спортивных моделей имеется ручное переключение передач - так меньше потери мощности.
- Квадроциклы пользуются большой популярностью, в первую очередь, среди охотников, рыбаков и даже пастухов, - говорит менеджер одного из костанайских автомагазинов Николай КОЧЕТКОВ. - В Костанае можно купить бывший в употреблении квадроцикл по цене от $1800 до $5500. Наш магазин привозит квадроциклы из Америки, Японии и Китая. В городе они стали пользоваться спросом сравнительно недавно = 5 лет тому назад.
Отметим, что езда на квадроцикле в черте города и любого другого населенного пункта запрещена. На мощеной дороге управляемость квадроциклом заметно ухудшается: можно даже потерять контроль над машиной.
Материалы номера