«Не налетайте на бизнес, как саранча»
Галина КАТКОВА
С 1 июля в Казахстане прекращается действие моратория на проверки субъектов малого и среднего бизнеса. В общей сложности он длился полтора года. Предприниматели свою жизнь в «зоне покоя» очень одобряли. Но больше такие запреты приниматься не будут. Почему? На сей счет есть два мнения. Одно - бизнес злоупотреблял доверием и существующие законы нарушал. Второе - моратории будут не нужны после того, как новая концепция о проверках обретет форму закона.
Путь закона
Она обретает прямо сейчас. До 1 июля законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам частного предпринимательства» должен быть принят обеими палатами Парламента и поступить на подпись главе государства. Президент в курсе того, как он нужен предпринимателям. Недаром на специальном совещании, где подводились полугодовые итоги реализации антикризисной программы, он «напутствовал» проверяющих фразой, вынесенной в заголовок. И тогда же говорил о необходимости быстро принять закон и подзаконные акты, которые сузят безбрежные права контролеров, фискалов и прочая. Насколько реально получить закон под занавес моратория, вопрос, который сегодня волнует бизнес?
- Мы получили законопроект из мажилиса. 18 июня будем рассматривать его в первом чтении, 22 июня - во втором. И, безусловно, вернем его в нижнюю палату на доработку, - говорит сенатор Евгений АМАН. - Логика, которая вела разработчиков изменений, ясна и ее в целом нужно принять, но есть ряд моментов, с которыми, например, я не могу согласиться. И не только я. Говорю это, потому что сейчас как раз идет активная работа с законопроектом в комитетах. Есть в нем вещи, на мой взгляд, просто утопические. Это, например, попытка в законе определить масштабы микробизнеса как организации самозанятых граждан. Ну при чем здесь бизнес? Самозанятый ищет, чем заработать, но он нигде не регистрируется, не платит налогов с этого своего занятия. Еще один момент, более серьезный. Предлагается изменить параметры отнесения субъекта к категориям малого, среднего, крупного бизнеса. Параметры эти - численность работающих и совокупный годовой оборот - значительно укрупняются. Например, к малому бизнесу предложено отнести тех, чей оборот сегодня 70-75 млн тенге, а завтра его предельная планка должна подняться до 2 млрд тенге. По среднему - с 400 млн до 10 млрд тенге, то есть подъем в 25 раз. Что мы будем иметь в итоге? Неминуемые бюджетные потери. С точки зрения налогообложения - массовый уход вчерашнего среднего бизнеса в так называемую упрощенку. Кстати, вы спрашивали, при чем тут изменения законодательства по проверкам. Ну хотя бы при том, что штрафы для малого, среднего и крупного бизнеса принципиально разные. Там, где малых журят, средним уже дают подзатыльники. В денежном выражении, конечно. Но повторяю, как раз сейчас все это анализируется, обсуждается в сенате. С нашими поправками 24 июня проект поступит в мажилис. Если случится, что со всеми нашими предложениями мажилисмены согласятся, то документ, принятый Парламентом, тут же пойдет на подпись к главе государства. Но безоговорочное одобрение у нас большая редкость, мажилисмены, наверняка, еще поработают с законопроектом... Однако я уверен, что до конца месяца депутатами он будет принят. А так как президент не раз высказывал свою заинтересованность в том, чтобы появился закон, облегчающий бремя проверок для бизнеса и отменяющий такие исключительные меры, как мораторий, то, полагаю, все будет сделано быстро.
Нарушали
Мораторий в Казахстане считается длящимся. Хотя фактически его вводили дважды. И второй этап как раз был под вопросом. С одной стороны, предприниматели настаивали, что за время работы без проверок они никого не отравили, не сожгли и казну не обманули. С другой стороны, сонм уполномоченных органов настаивал, что все не так уж гладко. Особенно тверды в своей позиции были налоговики. Но как раз отсутствие изменений в законодательство о проверках, которые были обещаны давно, склонили чашу весов в пользу предпринимательства. Хотя президент и требовал от лидеров крупных бизнес-объединений, чтобы поручились за честность казахстанского предпринимательства. Поручились. Однако налоговые органы подводят свои итоги. На основании хронометражных обследований, которые имели право проводить во время моратория. По данным областного налогового департамента, на 1 июня 2009 года по области было проведено 297 таких обследований и в 216 случаях было установлено несоответствие заявляемых доходов в сторону их занижения на сумму 219,2 млн тенге. Это лишь малая доля того, что происходит в регионе, подчеркивают налоговики, ведь у нас зарегистрировано более 54 тысяч субъектов малого предпринимательства.
Можно спорить, торгующие, например, нередко жалуются как раз на необъективность хронометражных обследований. Но есть и факты, которые невозможно опровергнуть
- При недавно проведенных визуальных наблюдениях с участием представителей Костанайского филиала НЭП «Союз «Атамекен» только за один день было установлено неприменение контрольно-кассовых машин у половины обследованных предпринимателей в торговых домах областного центра, - говорится в информации, предоставленной «НГ» налоговым департаментом по Костанайской области.
Что есть - то есть. Любой покупатель подтвердит. И действительно, не в Талапкере или где-нибудь в наурзумском отдалении, а в «столице» области. А это, как ни крути, стремление скрыть размер дохода.
Как читать будем
- С другой стороны, то, как налоговые органы пытаются сегодня заставить предпринимателей не скрывать доходы, - на грани фола, - говорит исполнительный директор Ассоциации содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области Петр СУХИНИН. - Точнее, за гранью. Костанайским предпринимателям не дают приобретать патенты на ту сумму, которую они заявляют. Налогики уверены в сокрытии. Но в конце концов право самому просчитывать свои доходы дано предпринимателю законом. Так что за методики работы во время моратория к налоговой службе тоже есть серьезные претензии... С 1 июля все проверки, в том числе и налоговые, будут разрешены. Надеемся, что изменения в законодательстве не дадут контролю превратиться в произвол. Говорю так, потому что представляю в области Форум предпринимателей Казахстана, который в основном и разрабатывал новую концепцию по проверкам.
Кстати, почему-то многие предприниматели считают, что будет принят некий единый закон о проверках. Это не так. Изменения вносятся в 79 законов и кодексов, действующих в РК и регламентирующих действия тех или иных уполномоченных органов. Так что если вас придет проверять противопожарная служба и вам покажется, что она не права, придется пользоваться ведомственным законодательством.
- Однако основы основ сведены будут в Административном кодексе, - говорит Аман. - По крайней мере, там четко и внятно будет прописано, что при проведении любых проверок может считаться нарушением: отсутствие акта на проведение проверки, неознакомление с ним проверяемого, отсутствие оснований для проверки и так далее. Перечень из 12 подпунктов. Так что начинать советую с этого кодекса.
Материалы номера