Чтобы не ослепнуть
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz
Лето - время дальних автопутешествий. Зачастую приходится ехать по ночной дороге и тогда безопасность движения во многом будет зависеть от света фар вашего автомобиля и остроты зрения водителя. А тут еще и встречный транспорт, ослепляющий вас своими световыми приборами. Какую тактику выбирать в таких случаях? Вот что по этому поводу говорит старший преподаватель кафедры «Технический сервис» Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- Действительно, жизнь показывает, что ночные поездки даже по знакомым для водителя дорогам нередко приводят к транспортным происшествиям с тяжелыми последствиями. В летнее время на трассе или на ее обочине нередко оставляют дорожную технику или сельскохозяйственные машины, которые в ночных условиях сложно увидеть заранее. Я уж не говорю, что в это время на дороге может оказаться какое-нибудь животное. К сожалению, нередко и водители встречного транспорта ведут себя не лучшим образом, ослепляя ярким дальним светом. Да и те, что едут следом за вашей машиной, своими фарами святят в зеркало заднего вида, тоже создают много помех. В таких условиях не помогают ни прищуривание глаз, ни ваши проклятия в адрес этих водителей. Вероятность наезда на какое-нибудь препятствие по линии движения вашего автомобиля резко возрастает. Как вести себя?
Во-первых, позаботьтесь о своем автомобиле, чтобы он не создавал те же проблемы, от которых вы не хотите страдать сами. Световой поток вашего автомобиля должен быть отрегулирован согласно рекомендациям, данным в руководстве по эксплуатации. При его нормальной регулировке центр светового пучка немного смещен в сторону обочины, вследствие чего хорошо просматривается не только дорога, но и ее кромка. При этом нужно выбирать и соответствующий скоростной режим, с учетом того, чтобы вы могли своевременно отреагировать на неожиданно изменившуюся ситуацию на дороге.
Что касается встречных автомобилей, то не нужно смотреть на его яркие фары. Тем более не следует назло недисциплинированным водителям включать свой дальний свет. Может быть только хуже. Вы, как и положено, перейдите на ближний свет, и ваш взгляд должен быть направлен чуть правее и как можно дальше вперед. В то место, где граница света ваших фар и темноты скользит по переходу твердого покрытия дороги в правую обочину. Встречную машину контролируйте только периферийным зрением. Бояться в таком случае не надо, ведь вы едете по своей полосе. Что касается препятствий, которые неожиданно могут появиться на разделительной полосе, то они в данном случае должны хорошо подсвечиваться как фарами вашего автомобиля, так и встречного.
Когда опять переключать фары с ближнего света на дальний? Многие это делают, когда проскочит встречная машина. В таком случае проявляется эффект «черной ямы», когда водитель несколько секунд не может видеть достаточно большого участка дороги, что мешает ему вовремя среагировать на неожиданно возникшее препятствие. Поэтому переключение на дальний рекомендуют делать на доли секунд раньше, чем поравнялись бамперы ваших автомобилей. Как только переключили свет, направьте взгляд строго вперед, а обочины справа и слева контролируйте боковым зрением.
Если вы движетесь за другим автомобилем, то нужно перейти на ближний свет и держать такую дистанцию, чтобы не ослеплять другого водителя через зеркало заднего вида. При этом не нужно бояться, что между вашей и впереди идущей машиной образовалось неосвещенное пространство. Если впереди неровности на дороге, вы сможете на них отреагировать вовремя, видя загоревшие стоп-сигналы впереди идущего. К тому же он хорошо освещает и дальнее, впереди расположенное пространство. Правда, последнего преимущества не будет, если вы едете за фурой или автобусом.
Материалы номера