Неисповедимы пути костанайских маршрутов
Ольга ЛИХОГРАЙ
Традиционный летний ремонт дорог в Костанае в очередной раз становится настоящим испытанием для костанайцев. Правильной схемы объезда ремонтируемых участков общественным транспортом не могут заранее предоставить пассажирам ни сами перевозчики, ни сотрудники акимата, ни дорожные полицейские. Разведывать окольные пути приходится путем проб и ошибок. Эти ошибки отнимают время и портят настроение. Но о более цивилизованных способах оповещения граждан о смене маршрутов до сих пор в Костанае, похоже, так и не задумались.
Нереальные схемы
Еще в середине мая из-за ремонтных работ на улицах Костаная сразу 10 городских автобусов изменили маршруты движения. В течение лета сменят обычные пути следования еще как минимум три. Первую схему изменения движения автобусов, предоставленную отделом ЖКХ акимата Костаная, «НГ» опубликовала в конце мая. После чего возмущенные читатели забросали редакцию письмами и звонками. К примеру, маршрут № 9 не заезжал на ул. Победы, как было указано в схеме, а выезжал сразу на ул. Тарана. Еще пять маршрутов - №№ 7, 12, 17, 19 и 27 - не проезжали по ул. Чехова, а выходили на параллельную ул. Баймагамбетова.
На прошлой неделе из отдела ЖКХ пришла уточненная схема. На этот раз, чтобы не подводить читателей, корреспонденты «НГ» решили убедиться в ее достоверности и вновь выяснили, что она только для трех маршрутов - №№ 12, 19 и 27. Абсолютно по-другому стал ездить автобус №21, причем его маршрут не отражен в схеме ЖКХ.
- Раньше мы уходили с ул. Лермонтова налево - на ул. Бородина, а теперь выезжаем направо, заходим на остановку «Баян Сулу» и дальше идем по самой ул. Складской, - по ходу движения объясняет водитель автобуса № 21 Виктор МЕРЗЛЯКОВ. - Многим людям, которым нужно на саму Складскую, так стало даже удобнее. Сначала нам этот маршрут запретили, потому что водители других автобусов, которые доезжают только до «Баян-Сулу» и УМР, говорили, что мы клиентов забираем. Но потом пассажиры, которым приходилось ходить пешком от фабрики до Складской, возмутились, и мы стали ездить по Складской.
«Объявлять не обязаны»
Впрочем, даже наличие схемы не гарантирует, что пассажиры не столкнутся с неразберихой. Пять маршрутов - №№ 7, 12, 17, 19, 27 - поменяли движение из-за ремонта теплотрассы на ул. Бородина между ул. Рабочей и ул. Лермонтова. Садимся в автобус №27 на остановке «Радуга» и движемся в сторону рынка на ул. Складской. Громкая связь в автобусе выдает стандартный набор остановок - «Областная больница - клуб «Карамболь».
- Вы ведь изменили маршрут? - интересуемся у водителя. - И как нам теперь ориентироваться? У вас даже таблички нет.
- Мы объявлять остановки не обязаны, - отрезал он. - Пассажиры должны сами узнавать. Это ваши проблемы!
Затормозив у ремонтируемой ул. Бородина, автобус поворачивает направо и объезжает ее по ул. Гагарина. Водитель, несмотря на недовольство, сообщает по микрофону: «Остановка «Автодорожный колледж». Ул. Баймагамбетова автобус пролетает, не останавливаясь. С таким же разгоном следует дальше по Лермонтова. «Остановите здесь!» - подбегает к водителю испуганная женщина. Автобус тормозит на обочине напротив торгового центра. Мы выходим на остановке «Баян Сулу», которая уже входит в обычный маршрут автобуса №27.
На перекрестке улиц Бородина-Лермонтова столпотворение маршрутных такси, автобусов и пассажиров. Большинство последних не в курсе, где нужно сесть, чтобы попасть в центр или на КСК. Путаница происходит из-за того, что автобусы №№ 7 и 17, следующие из противоположных районов Костаная, одинаково разворачиваются на отрезке от ул. Фабричной до ул. Лермонтова. Понять, откуда они приехали и куда теперь поедут, сложно. Хорошо, что водители маршрута № 17 стали выставлять таблички «Вокзал» и «Город», а водители «семерки» - «Центр».
- Я приехала с КСК на ДК «Строитель», теперь не пойму, как уехать обратно, - говорит Людмила ИВАНИЦА, - вот иду от самого клуба «Строитель», чтобы разобраться, как они ходят. Я часто езжу этим маршрутом, и только в одном автобусе три недели назад было объявление, что в связи с ремонтом изменится маршрут движения. При этом не было схемы. Все узнавала через знакомых.
Тут же замечаем бабушку, которая явно сбита с толку.
- Все перековыряли и не знаешь, как теперь эта «семерка» ходит! - возмущается Клавдия КОЖИНА. - Ни в одной газете объявления не было. А телевидение нам на что?
Кстати, ни в одном из десяти автобусов, на которых мы проехали, не было даже объявления о смене маршрута, не говоря уже о простейшей схеме.
Чужой пример нам не наука
Сколько времени костанайцам и гостям города придется терпеть такую неразбериху, в акимате областного центра нам пояснить не смогли. Не назвали и конкретные сроки окончания ремонтных работ.
- Движение автобусов по прежним схемам будет возобновляться по мере завершения работ на улицах, - сообщил «НГ» в ответ на письменный запрос начальник ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Александр МАКЛЮК. - Окончательный срок завершения работ определен в октябре текущего года.
Сплошная неопределенность. При этом чиновники свято уверены, что у пассажиров путаницы возникнуть не должно. На чем основывается эта уверенность, непонятно.
В соседнем Челябинске улицы на ремонт закрываются гораздо чаще, а автомобилистов и автобусов куда больше, чем в Костанае, но таких глобальных проблем никто не испытывает.
- Уже два года у нас существует карта Челябинска в электронном варианте, - сообщил «НГ» сотрудник газеты «Комсомольская правда» Андрей ВОРОБЬЕВ. - Ежедневно ее обновляют сотрудники ГАИ. Можно зайти в Интернет и проследить, какой участок дороги сегодня перекрыли и по какой улице удобнее его объехать. Конечно, различные закоулки и маленькие проезды на ней не показаны, но все магистральные улицы и главные перекрестки с интенсивным движением отображены.
Кроме этого, о перекрытых участках дороги, о самом удобном объезде, о пробках на дорогах в Челябинске каждый час сообщает местное «Авторадио»
- У нас такой услуги нет, если бы было такое радио, мы бы тоже этим воспользовались, - сообщил «НГ» специалист по транспорту ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Валерий РЫМАРЕВ, и добавил о том, как должны оповещать пассажиров в Костанае. - Информация об изменении схем движения маршрутных автобусов заблаговременно доводится до автоперевозчиков, которые через водителей информируют пассажиров. Данный способ доведения информации наиболее эффективен.
По каким критериям специалисты оценивают эффективность, непонятно. Ведь даже невозможно представить, каким образом водитель должен донести информацию до огромной массы пассажиров, атакующих остановки.
- Это просто нереально, - считает заместитель директора ТОО «Компания STA» (маршруты №№ 10 и 21) Эдуард КИНА. - Водитель же не может объяснять каждому входящему в автобус, как теперь он поедет. К тому же часть остановок вообще остается закрытой вместе с участком ремонтируемой дороги, и пассажир может элементарно не дождаться транспорта. Сотрудники акимата должны хотя бы дать заранее объявления в газетах и объяснения новых маршрутов.
По словам Эдуарда Кина, зачастую перевозчики узнают о новом маршруте собственных автобусов в тот же день, когда он вступает в силу:
- Так, к примеру, было с перекрытой ул. Бородина. Схему объезда утвердили в последний день. Наши водители ориентировались по месту следования и сами их изучали в течение дня. О какой своевременности и информированности может идти речь?
В акимате подобные огрехи списывают на «происки» подрядчиков, которые не предупреждают вовремя о закрытых на ремонт участках. В общем, стандартная ситуация, когда все участники сваливают ответственность друг на друга, а в проигравших остаются простые люди. Хотя, казалось бы, чего уж проще - использовать деньги, выделенные на освещение государственной политики через СМИ, с пользой для людей, а не для укрепления имиджа власти. Которую, кстати, явно не красит демонстрация бессилия в решении общественно важной проблемы.
Кстати, в прошлом году, когда была почти такая же неразбериха с движением автобусов, на многих ремонтируемых участках дорог выставлялись таблички с измененной схемой маршрутов. На этот раз не сочли нужным сделать даже это.
Схема изменения маршрутов автобусов в Костанае летом 2009 года
ОПРОС
Какой, на ваш взгляд, самый эффективный способ информирования пассажиров об изменении движения маршрутов?
Алмат АЙДОСОВ, депутат маслихата Костаная:
- Доводить до пассажиров объявления об изменении маршрутов нужно через средства массовой информации, причем нужно публиковать их заранее. Каким образом можно информировать через водителей автобусов, я не очень себе представляю. Хотя, конечно, можно развесить объявления, но насколько это сработает? Человек ведь должен знать схему объезда до того, как сядет в автобус. Большой проблемы в информировании нет, главное - все хорошо организовать. Должна присутствовать оперативность, это можно добиться с помощью радио. Нужно заранее все продумать и предусмотреть.
Виктор МУЩИНСКИЙ, директор ТОО «Жарык Жол-1»:
- Нужно вообще переходить к тому, что общественный транспорт должен ходить вне зависимости от ремонта дорог. Половину улицы делают, на второй половине можно пропустить пассажирский транспорт. Если на дороге нужно поставить кран, снять асфальт и вытащить трубопровод, делайте это с 11-ти часов вечера и до утра, когда не ходят автобусы. В цивилизованных городах так и делают. У нас же раскопают дорогу, и она стоит - и на ней ничего не делают, и автобусы не ездят. Посмотрите на ул. Бородина - по ней сейчас ездят все, кроме автобусов. Объездные дороги тоже нужно выбирать продуманно, чтобы по ним можно было ездить. То, что мы на них убиваем автобусы и несем убытки, акимат не волнует. Новый аким города еще даже не познакомился ни с одним перевозчиком.
Юрий ПАНАСЕНКО, старший инспектор управления дорожной полиции Костаная:
- Информировать - это обязанность акимата. Дорожные полицейские только частично с ними взаимодействуют. Оповещать пассажиров нужно по радио, телевидению. Наша дорожная служба пыталась ввести подобные радиоэфиры в Костанае на одной из местных радиостанций, но эту идею на самом радио не поддержали. По ремонту дорог и объездным трассам вся информация стекается в акимат, поэтому там и должны прилагать к этому усилия. Автомобилистам удобнее узнавать по радио, пассажирам - по телевидению, к примеру, «бегущая строка» - тоже вариант.
Валерий РЫМАРЕВ, главный специалист отдела транспорта ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная»:
- Информировать должны СМИ. Жизнь вносит свои коррективы и в ремонт дорог, и в пути объезда. Когда маршрут меняется, говорить о его смене пассажирам должны водители автобусов. А у нас получается, что всем занимается акимат. Нас информируют подрядчики, потом мы доводим до перевозчиков, как должны ходить автобусы. А уже их задача через водителей оповестить пассажиров. У нас есть начальник отдела строительства, который курирует подрядчиков и с которым мы согласовываем все вопросы.
Виктор МЕРЗЛЯКОВ, водитель автобуса №21:
- Мы иногда сами узнаем об объездных участках в последний день. Пока сам сориентируешься на местности, пройдет время. Я думаю, должна идти мощная и постоянная информация по радио и телевидению. Мы вывешивали объявления в автобусах первое время, но люди все равно переспрашивают, отвлекают водителей. Это ведь не выход. Пассажиры, которые не получают информацию через СМИ, начинают названивать перевозчикам. Но ведь диспетчер не может целый день сидеть на телефоне и каждому объяснять смену схемы движения.
Рисунок Вадима КУЧКИНА
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера