Сети, которые нас оставляют

Вывеску снимут в ближайшее время

Галина КАТКОВА

«АйМара» у нас больше нет. И не будет

Пока костанайцы с пристрастием отслеживали судьбу двух супермаркетов сети Gros, без всяких объяснений в мае закрылись почти все «АйМары». Хотя были на слуху до последнего. Отчасти из-за того, что на их базе местная власть проводила подобие ярмарок, в торговых залах имелись так называемые социальные зоны. Отчасти - из-за того, что свой скудеющий ассортимент в последние полгода аймаровцы объясняли сменой формата. Именно они пустили в обиход звучное слово «дискаунтер» - магазин низких цен с ограниченным ассортиментом. На нем все и закончилось.

«Формат себя не оправдал»

Торговые точки, принадлежащие ТОО «Тау-Маркет», носили статус «магазинов у дома», работающих на принципах самообслуживания, и были рассредоточены по большинству районов города. В свое время их продвижение выглядело вполне грамотной экспансией, а сеть считалась одной из самых динамично развивающихся в Казахстане. В 2005 году первая торговая точка открылась в Рудном, в 2006-ом «АйМаров» было уже 6, сеть раскинулась и в Костанае. Позже число их в областном центре дошло до 9.

Корреспондент «НГ» методично объехал все их и застал в разной степени закрытости. На одних уже и вывески сняли, в других как раз вывозили оборудование. Работал, но как-то без энтузиазма один, в районе КСК. Там распродавалось все, вплоть до одноразовой посуды.

Не вызвонив за целый день руководителя в Костанае, мы вышли на алматинское ТОО «Оптовый клуб». Дело в том, что когда-то иерархия, в низу которой и стояла сеть маркетов «АйМар» строилась так: сверху большущая компания «Раимбек групп», далее ее подразделение «Оптовый клуб»,  хозяин двух сетей - оптомаркетов «Арзан», рассчитанных на крупные города, и магазинов «АйМар» для регионов.

В «Оптовом клубе» нам разъяснили, что «АйМары» больше к Алматы не относятся. Учредители у вас на месте. Ищите дома». Нашли все-таки.

 - Да, мы закрыли 9 магазинов, - сказал директор ТОО «Тау-Маркет» Владимир ЛИ. - Их формат себя не оправдал. Финансирование их прекращено, ряд банков отказал в кредитах. Действительно, к Алматы ТОО больше не имеет отношения. Будет ли что-нибудь вместо «АйМаров»? В таких количествах - нет. Но мы намереваемся ставить в районе КСК гипермаркет

Называться он будет «Арзан», но, по словам Владимира Ли, не будет сетевым магазином, несмотря на свое «родовое» название. Гипермаркет будет костанайским. Идут переговоры с властями по поводу места.

«В привычном режиме»

Gros в Костанае продолжает длить интригу касательно своей судьбы, хотя выглядит она странно. Примерно так же, как слоган «супермаркет №1 в Казахстане»,  встречающий покупателя во французском центре перед тем, как он ступает на территорию торгового зала, в котором давно уже почти нечем торговать. За разъяснениями директор костанайского представительства сети регулярно переадресовывает к головному руководству, мотивируя это сменой собственника. Мы отправили запрос на имя директора ТОО «Грос сеть супермаркетов» Максата Орынбаева. Спрашивали, почему закрылся один магазин в Костанае, что будет со вторым, и как работает сеть в других городах республики. Оказалось, что все - в штатном режиме. Один Gros закрылся потому, что закончился срок аренды помещения и продлевать его не представлялось возможным. Второй «продолжает работу в привычном режиме», так же «в обычном режиме» работают магазины сети в других регионах. А в Костанае в ближайшее время откроется еще один магазин этой сети в «удобном для покупателей районе».

Ответы дали повод для новых вопросов. В курсе господин Орынбаев, как сегодня выглядят полки магазина, работающего в привычном режиме? Кстати, электронный адрес директора ТОО включает наименование ...sm-market. В принципе, это секрет Полишинеля - то, что сеть Gros была приобретена компанией Sm-market, тоже сетевой. Так что, может, новые люди просто не в курсе. Надеемся, что они ответят «НГ» и на дополнительные вопросы.

Без неожиданностей

Сейчас в Костанае некоторые социальные программы местная власть переместила в супермаркет «Астыкжан». Там пенсионерам по предъявлении удостоверения отпускают товары со скидкой в 5%, по спискам работают с малообеспеченными. Кстати, предприимчивые горожане уже наловчились своих стариков использовать здесь в качестве живых дисконтных карт. Поэтому руководство «Астыкжана» пришло к выводу, что пора вводить карты настоящие. Кроме того, оно ведет переговоры с властями и перевозчиками об увеличении количества автобусных маршрутов до магазина.

В этом супермаркете заметно прибавилось покупателей. Сыграло свою роль закрытие и оскудение конкурентов в черте города.

 - Разорения, закрытия мы никому не желали, - говорит исполнительный директор ТОО «Астыкжан» Виталий КИМ. - У нас своя планомерная политика, свои принципы работы. Мы располагаемся за городом и пытаемся привлечь покупателя не шаговой доступностью, которая, как вы убедились, решает далеко не все, а другими вещами.

На вопрос, не собирается ли «Астыкжан» занять освободившиеся в городе большие торговые площади, вообще расширяться, Ким категоричным «нет» не ответил. Но подчеркнул, что их концепция торговли включает наличие нормальных парковочных мест. Варианты Grosa в Сити и во французском центре не устраивают.

Зато расширяется «Бородинский», который в последнее время - тоже, очевидно, ослабевшие конкуренты помогли - в часы пик украсился изрядными очередями. 

- Нам тесновато, - признал директор ТОО «Бородинский» Владимир ЭПШТЕЙН. -  Весь их ассортимент покупателю нет возможности представить. Наш третий магазин позволит снять остроту этой проблемы... А насчет неожиданностей типа закрытия, поглощения, что могу сказать? Мы местные, владельцы местные, работать здесь намерены долго. Так что, думаю, обойдемся без потрясений.

Чем объясняется сегодняшнее внимание к проблемам крупных магазинов, сетевых? Удобство для покупателя - здесь вопрос важный, но не единственный. Успешная работа ритейлеров во всем мире считается стимулом к развитию производства, в первую очередь местной переработки. Предпринимателям, выпускающим, скажем, продукты питания, выгоднее с точки зрения планирования объемов работы взаимодействовать с двумя крупными партнерами, чем с сотней мелких. Так что в наличии крупных супермаркетов есть антикризисная составляющая.

Из 9 магазинов «АйМар» в Костанае решено оставить пока работающим только один. Как бы работает и один Gros

Рисунок Вадима КУЧКИНА

Фото Анны ЖУРБЫ