Бесплатное молоко - себе дороже
Ольга ЛИХОГРАЙ
Без тендера
Госпрограмма «Школьное молоко» в Костанае «зависает» уже полгода - с сентября 2006. Первоначально говорилось, что благодаря инициативе Минсельхоза малоимущие школьники должны в течение этого учебного года получать бесплатные 200 миллилитров молока в тетрапакете. Намеревались разом убить двух зайцев - о здоровье детей позаботиться и местных производителей молока поддержать.
Главный специалист департамента Костанайской области Гульнар АМРЕНОВА пояснила «НГ», что городской бюджет выделил 1 млн. 440 тыс. тенге, рассчитанных на 1 550 детей.
- Идея напоить бесплатным молоком малоимущих школьников с расчетом, что потом она будет поддержана родителями остальных детей, принадлежала алматинской компании «ТетраПак», - рассказала Амренова. - Представителей департаментов сельского хозяйства и образования пригласили позже и предложили ее реализовать. Координатором проекта тогда был бывший заместитель акима области Альберт Рау.
Бюджетные деньги должны распределяться строго на конкурсной основе. Проект долго стопорился потому, что в Костанае не могли найти конкурентов, выпускающих молоко в тетраупаковке. На этом этапе изначально шаткая идея поддержать местных производителей молочных продуктов увяла. В итоге поставкой занялись алматинские ТОО, имеющие, по словам той же Амреновой, отношение к компании «ТетраПак»: ТОО «Космис» и «Раимбек Агро».
- Тендер не проводился. Речь шла о небольшой сумме, - пояснила инспектор по охране детства отдела образования Костаная Яна НЕМЧЕНКО. - Были просто учтены ценовые предложения двух алматинских фирм. Мы закупили молоко обеих, чтобы выбрать, какое больше понравится детям.
Печенье, которое «само по себе»
Речь шла еще о том, что с пакетом молока детям должны выдаваться два печенья. На их покупку тоже выделяли деньги из бюджета, причем, по закону, только на печенье средства и могли быть потрачены. Но инициатор проекта не смог договориться с поставщиком.
- Нам не представили никаких документов, не перечисляли денег, - сообщил «НГ» коммерческий директор АО «Баян-Сулу» Александр ПЫЛЬСКИЙ. - Мы приводили расчеты: два печенья в индивидуальной упаковке обойдутся примерно в 4 тенге. Нам вообще нет выгоды фасовать их по два, а тем более прикреплять к пакету с молоком. Если «ТетраПак» или государство готовы оплатить нам эти расходы, то пожалуйста. Поставить печенье за деньги мы готовы, но продумывать организационные моменты - не наша задача.
На вопрос о том, откуда вообще взялось печенье, которое уже просто набило оскомину, тормозя реализацию госпрограммы, мы получили неожиданный ответ.
- Взялось само по себе, - говорит руководитель проекта «Школьное молоко» из компании «ТетраПак» Алибек НИГМАШЕВ. - Просто в других областях «прикрепить» его к молоку оказалось просто, а в Костанае сложно. Мы - молочная компания, не можем заниматься печеньем. А ваши местные акиматы как раз должны вести переговоры с кондитерской фабрикой.
В итоге в горотделе образования нам сообщили, что печенья не должно быть вообще и не будет. Деньги выделялись под программу «Школьное молоко», и с 22 февраля оно стало поставляться в школы.
Желающих присоединиться мало
Завезены все 60 000 пакетов в помещение производственного кооператива «Сказка».
- На днях их из Алматы пришли документы, подтверждающие, что молоко нормально прошло санитарную экспертизу, - рассказала директор кооператива Валентина ВОРОНИНА. - Срок хранения - до 2009 года.
Вроде приключения бюджетных денег закончились, но есть вопросы. Гульнар Амренова посетовала, например, что родителей, желающих присоединиться к госпрограмме за свой счет, очень мало. Всего около 300 человек по всем школам Костаная.
- Потому что это молоко - не дешевое, - говорит она. - К примеру, мы закупаем молоко для учреждений образования по рыночной стоимости - 70 тенге за литр. А здесь 200-миллилитровый пакет обходится в 35 тенге. Это же 175 тенге за литр! Конечно, производители мотивируют это ценой самой упаковки, технология производства молока с таким сроком хранения стоит немало. Но, с другой стороны, мы ведь даже не местных производителей поддерживаем.
В общем, картина с этой программой вырисовывается вовсе не в бежево-молочных тонах. Компания из другого региона реализует свою идею за счет нашего бюджета. Неужели свет клином сошелся именно на тетраупаковке, и никаким иным способом нельзя было обеспечить безопасность и хорошее качество нашего, более дешевого молока для малоимущих школьников?Материалы номера