Почем вдохновение для народа?

Лидия Маслюк: «В настоящем искусстве ширпотреба нет!»

Валентина МАРЕНИНОВА, ng@ng.kz

Искусство, которое продается

В кризисные времена народ особенно настойчиво требует хлеба и зрелищ. О том, как обстоят у нас дела со зрелищами, беседа с директором костанайского художественного салона Лидией МАСЛЮК.

 - Жители города сейчас, в период кризиса, чаще посещают  ваш салон, чтобы  посмотреть или все-таки купить?

- Иногда посетителями становятся случайные прохожие, которые заходят просто ради интереса, но потом не могут удержаться, чтобы не приобрести что-нибудь, хотя бы из мелочи.  Есть и постоянные клиенты, которые регулярно дополняют интерьер дома все новыми художественными произведениями - кризиса для них как будто не существует.

- А как чувствует ваш  салон наступление кризиса? Какие проблемы он испытывает?

- Самая главная проблема - немногочисленность покупателей. Ведь произведения искусства - не предметы первой необходимости. Они создаются для души, а сейчас, в период кризиса, люди больше заботятся о насущных проблемах, красота и возвышенное пока отошли на второй план. А вспоминают о благородном лишь, когда нужно сделать подарок, да и то не всегда, ведь многие костанайцы слишком привыкли к китайскому ширпотребу, который заполонил прилавки рынков и магазинов.

- Большинство гостей салона знают ли по фамилиям местных художников? Назовите наиболее популярных, то есть продаваемых авторов.

- Знают в основном известных мастеров, чьи имена  постоянно «на слуху».  Это Г. Соков, Н. Халифаева, В. Быков, Б. Миронов. Они же являются наиболее «продаваемыми». Могу сказать, что у жителей нашего города хороший вкус, многие сразу определяют, насколько профессионально написана картина, и в основном выбирают работы опытных художников.

- Ваши постоянные авторы живут на заработок, который дается от продажи картин, или у них есть дополнительная работа? Есть ли в салоне временные рамки нахождения картин в продаже, по окончании которых работа возвращается автору?

- Каждый из наших авторов по призванию - художник. Другое дело, что заработок от продаж их живописных творений  не слишком велик. Ведь предметы живописи - не горячие пирожки. Они  не  раскупаются влет, тем более сейчас, во время кризиса. Поэтому многие местные художники занимаются и иной деятельностью, дающей заработок, в основном преподавательской.   К примеру, Шалунова, Гончаров, Изюмова работают в костанайской художественной школе. Преподают Соков и Матюшко.  А что касается временных рамок, я всегда говорю, что на любую картину все равно найдется покупатель.

- Среди посетителей салона встречаются иностранцы? Отличаются ли их предпочтения в выборе картины от традиционно костанайских?

-  Не могу сказать, что их вкусы кардинально отличаются от наших. Но в целом иностранцы очень грамотны в искусстве и прекрасно ориентируются в мире живописи.

- Многие  жители города сетуют на то, что представленные в салоне предметы искусства очень дороги.  От чего зависит цена картины?

- При оценке картины обращается внимание на использованные материалы, это холст,  рама, краски. Все сейчас стоит недешево! И, конечно, цена зависит от художественного качества и именитости автора. Стоимость работы опытных мастеров, таких, как Соков, будет значительно выше цен на произведения начинающего  художника, которому не один год придется оттачивать мастерство и нарабатывать опыт. Но в любом случае  авторская работа гораздо лучше подделки. Ведь это неповторимое и единственное в своем роде  художественное творение. Стоимость картин в нашем салоне варьируется от 2000  до 15000 тенге.

Фото Балсулу АЛИКЕНОВОЙ