Самый правдивый Мюнхгаузен

По материалам ozon.ru, gorod.tomsk.ru

Гаснут звезды «Ленкома»: умер Олег Янковский

Он скончался рано утром 20 мая в одной из московских клиник. До этого в страшный диагноз - рак поджелудочной железы - верилось с трудом, потому что после возвращения из Германии, где он проходил серьезное обследование, Олег Иванович выходил на сцену, продолжал изображать смешного Жевакина в «Женитьбе». Именно с этого спектакля, в апреле, Янковского увезли в больницу, откуда он уже не вернулся. Ему было 65 лет.

Последняя роль

Один из материалов памяти актера начинается так: «Столько плачущих мужчин я не слышала давно. Плачут в голос, не стесняясь и не пряча слез: Александр Збруев, Леонид Ярмольник...» На стенде в театральном фойе, в первые часы после смерти Янковского, было написано: «Мы скорбим». На большее у потрясенных коллег и друзей не было сил. Они едва оправились от потери в январе 2008 года Александра Абдулова. И вот новый удар. Он еще болезненнее от того, как быстро сгорел человек: болезнь дала о себе знать лишь в ноябре. Когда Янковский умирал, на Каннском фестивале смотрели последний фильм с его участием - «Царь» Павла ЛУНГИНА, в котором он сыграл митрополита Филиппа. Загадка, но режиссер говорит, что когда актер работал, было впечатление, что страдания отпускали его.

- Весело с ним было, мы много общались. И были силы, был аппетит, был юмор. Он очень хотел увидеть фильм... Это просто какая-то мистерия смерти. Сыграв роль человека, который принес себя в жертву, он ушел сам, - вспоминает сейчас Лунгин.

Последние месяцы показали, что Янковский, этот мягкий, спокойный человек, философски посасывающий трубочку, с легкой усмешкой, - необыкновенного мужества и силы мужчина. Очевидно, в какой-то момент, узнав о своей смертельной болезни, он принял для себя решение: если придется умереть, то не в постели немощным больным, а как и подобает артисту - на сцене. И он играл до последнего.

Польский дворянин из Казахстана

Олег Янковский родился 23 февраля 1944 года в Джезказгане. Его отец Иван Павлович, бывший штабс-капитан лейб-гвардии Семеновского полка, происходил из польских дворян. Он был близко знаком с Тухачевским, за это и поплатился. По сфабрикованному обвинению отца арестовали, и он сгинул в сталинских лагерях. Мать Олега, Марина Ивановна, опасаясь ареста, сожгла все архивы семьи. Не уцелела ни дворянская грамота, ни Георгиевский крест Ивана Павловича. Когда Олег потом гонял в футбол с оборванной дворовой шпаной, он ужасно стеснялся своей аристократичной бабушки, ее элегантной прически, пенсне, броши на ветхой кофточке...

Состоятельная в прошлом семья жила очень бедно, впроголодь. Мама выучилась на бухгалтера и одна кормила семью: троих сыновей, Ростислава, Николая и Олега, и свою мать. Все вместе они ютились в 14-метровой комнатушке. Дети ходили в обносках. Но при всем при этом Янковские держали богатую библиотеку, говорили на иностранных языках, а по вечерам принимали гостей - такую же ссыльную интеллигенцию.

Брат за брата

Со временем Янковские перебрались в Саратов - город с богатыми культурными корнями, город театралов. Старший из братьев Олега - Ростислав - окончив саратовское театральное училище, уехал в Минск играть в Русском театре (там он служит до сих пор). 14-летнего Олега он забрал к себе, чтобы снять с родных часть материальных забот. Там Янковский-младший дебютировал на сцене - заменил заболевшую исполнительницу в эпизоде. Правда, Олег не сразу осознал всю ответственность, куда больше театра его волновал футбол. Он видел себя нападающим.

Марина Ивановна тосковала по уехавшим сыновьям, как только появилась возможность, Олег вернулся домой, в Саратов. Он решил поступать в медицинский институт. Надо было получить профессию, чтобы со временем хорошо зарабатывать, помогать матери. Но тут словно чья-то невидимая рука вновь направила Олега на театральную дорогу. Однажды он увидел объявление о приеме в театральное училище. Выяснилось, что экзамены давно закончены. Но Олег решил зайти к директору - узнать об условиях приема. Директор посмотрел какие-то списки и сказал, что он принят.

Олег вернулся домой ошарашенный. Осенью он  просто пришел на занятия. И только несколько месяцев спустя выяснилось, в чем дело. Оказывается, брат Николай, работая сталеваром, грезил театром. Он и пошел поступать, никому ни о чем не сказав, - сдал все экзамены, прошел все туры... А когда узнал о том, что Олега в училище приняли за него, промолчал. Мол, пусть учится младший, а ему нужно кормить семью - маму и бабушку.

Муж Зориной

Марина Ивановна учила своих сыновей: «Если решил жениться, то уж на всю жизнь». Все трое братьев Янковских женились до 21 года - и именно на всю жизнь. На втором курсе училища Олег познакомился с Людмилой Зориной. Она была очень заметной, красивой, рыжей и безумно талантливой. После училища ее сразу пригласили в Саратовский драматический театр. Благодаря ей туда же в 1967 году был принят и Олег. Вскоре они поженились. Людмила мгновенно выдвинулась в звезды, а про Олега тогда говорили: «Это - муж самой Зориной». Самому же Янковскому поначалу  доставались крошечные роли.

Однажды театр гастролировал во Львове. Олег обедал в гостиничном ресторане. А недалеко за столиком случилось сидеть Владимиру Басову с членами съемочной группы фильма «Щит и меч». Обсуждали, где искать артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Валентина Титова, кивнув на Олега, сказала Басову : «Посмотри, вон сидит типичный арийский юноша». Басов согласился, что этот человек подошел бы ему идеально, но... «Он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. А поди ж ты найди артиста с таким умным лицом». Слава Богу, кто-то из ассистентов не поленился подойти к Янковскому...

В том же году он сыграл красноармейца Андрея Некрасова в фильме  «Служили два товарища». Между прочим ему в этом фильме должна была достаться роль белого офицера Бруснецова. Но режиссер, увидев на пробах Янковского, воскликнул: «Этого человека мы Врангелю не отдадим!» В итоге Бруснецовым стал Владимир Высоцкий.

После выхода фильмов «Щит и меч» и «Служили два товарища» Янковский мгновенно стал знаменитым.

Он строил «Ленком»

В 1973 году Янковский перешел в Московский театр Ленинского комсомола, где быстро стал ведущим актером.

- Он - первый человек, с которым мы стали строить «Ленком»,  - сказал в день смерти Олега Ивановича Марк ЗАХАРОВ. - До этого театр был Театром имени Ленинского комсомола, другой коллектив. И Янковский привлек многих людей - вспомнить Чурикову, Тарковского, которых он сюда привел. И каждая моя режиссерская задумка проверялась им - его сознанием, его подсознанием, его культурой, знанием театра, современного и прошлого. Порою артисты ничего не читают, кроме сериальных сценариев, а вот он читал. Читал и думал о жизни.  

Янковский много и разнообразно снимался, в его фильмографии - более 80 картин. У многих провинциалов, лишенных возможности вживую видеть спектакли знаменитых театров, имя Янковского больше ассоциируется с киноролями. И, наверно, прежде всего с Мюнхгаузеном, человеком, который говорил: «Умное лицо - еще не признак ума... Господа, улыбайтесь...»

Кстати, этой роли Янковский чуть было не лишился. Сценарист Григорий Горин поначалу никак не видел в актере чудака-барона.

- Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей - характеры, выдающие его происхождение, - вспоминает Григорий ГОРИН. - Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен - умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера.

Последний народный СССР

Настоящие кинолюбители помнят времена, когда Янковский пропал с экранов.

«За производство фильмов брались все, кто хотел. Поскольку думали не о творчестве, а об отмывании денег, то очень скоро количество выпускаемых картин выросло до четырехсот в год - в начале 90-х в России клепали фильмов больше, чем в Индии, - вспоминал актер. - Я принципиально перестал сниматься. Понимал: нельзя так распоряжаться своей судьбой. Декоративное присутствие на экране меня никогда не интересовало. Я отравлен хорошим кино, поэтому на барахло не мог согласиться.

По приглашению Клода Режи я на полгода уехал в Париж, участвовал в международном театральном проекте. Кстати, последнее эхо обваливавшегося Советского Союза докатилось и до Франции. В Париже я узнал, что подписан указ о присвоении мне звания народного артиста СССР. Это случилось за неделю до того, как страна с таким названием приказала долго жить. Первым народным в 20-е годы стал Константин Сергеевич Станиславский, а я оказался последним... К счастью, безвременье закончилось. Кино стали снимать нормальные режиссеры по нормальным сценариям. Но удовлетворения нет ни от одной из последних работ... Я испытал его только однажды - в 83-м году. Тогда всерьез боялся захлебнуться от счастья. 

Все совпало! Я снимался за границей, позвонил жене из Италии, а Люда говорит: «Олег, в Доме кино прошла премьера «Полетов». Ты даже не представляешь, какой успех! Показывали сразу в двух залах, люди сидели на ступеньках, стояли в проходах». Звоню через пару дней: «Олег, сегодня премьера «Влюблен по собственному желанию». Снова народ набился битком. Фильм приняли прекрасно». Представьте мое состояние! А если добавить, что я не просто снимался за границей, а играл у Андрея Тарковского в «Ностальгии», то... Наверное, так бывает раз в жизни».

 Из анкеты актера

- Кем хотели стать в детстве?

- Если отвечу, что никем, то, наверное, подумают: идиот. Но это правд -: никем.

- Наибольшая удача в жизни?

- Семья.

- Наибольшее разочарование?

- О мелких говорить нет смысла, а от крупных Бог уберег.

- Что нравится в людях?

- Иногда ловишь себя на мысли: как прекрасен человек! В этот миг нравится все.

- Что не нравится?

- Увы, бывают минуты, когда кажется: нет существа ужаснее человека. Тогда ничего не нравится.