Перерасход топлива
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ
Зачастую, обнаружив у автомобиля повышенный расход топлива, водители считают, что во всем виноваты двигатель или качество самого топлива. Однако такое случается и из-за неисправности сцепления. По каким признакам ее можно определить? На этот вопрос отвечает старший преподаватель кафедры «Технический сервис» Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- Если мы ведем речь о повышенном расходе топлива из-за неисправности сцепления, то сразу хочу отметить, что такие последствия чаще бывают у автомобилей с механической коробкой передач. В таком случае, когда вы заметили, что «движок» вашего авто стал «прожорливым», обратите внимание на динамику набора скорости с началом движения с места. Вялый разгон при нормально работающем двигателе и даже при резком нажатии педали газа говорит о том, что буксует сцепление. Особенно это заметно, когда машина идет на подъем в гору или в ней находится несколько пассажиров.
Причина - износ накладок ведомого (фрикционного) диска сцепления. Он может произойти по естественным причинам - из-за выработки отведенного им ресурса (диски периодически должны меняться) или по причине нарушения правил эксплуатации. Последнее выражается в том, что некоторые водители любят резко, на повышенных оборотах двигателя, трогаться с места, не обращая внимания даже на то, что автомобиль сильно загружен. В таком случае пробуксовка сцепления увеличивается и фрикционные накладки изнашиваются быстрее.
Как только вы заметили повышенный расход топлива, сразу проверьте автомобиль на «резвость» набора скорости. В случае наличия тех признаков, о которых я говорил, нужно без задержки обратиться к мастеру. Дело тут не только в том, что иначе вы будете нести лишние затраты на заправку топливом, но это и вопрос безопасности. Во время обгона может возникнуть необходимость резко добавить скорость, чтобы уйти от столкновения со встречным транспортом, а возможности вашего автомобиля из-за плохого сцепления окажутся ограниченными.
Бывают у сцепления и другие неисправности, которые не влияют на расход топлива, однако неопытные водители их замечают не сразу, что в итоге приводит к более крупным поломкам, на устранение которых денег потратить придется больше. Например, при работающем на холостом ходу двигателе, как только вы нажали на педаль сцепления, под кожухом маховика (в передней части автомобиля) появляется посторонний шум. После того как педаль отпустили, шум исчезает. Это признак неисправности выжимного подшипника. Его ресурс ограничен и, возможно, пришла пора замены.
Другой случай - при нажатии на педаль сцепления включаете выбранную вами передачу, и в это время слышен шум. По звучанию он напоминает «гр-р-рычание». Это означает, что сцепление не выключается в полной мере. На педаль сцепления нажали, а вращение на первичном вале коробки продолжается. Водители в таких случаях говорят: «Сцепление ведет». То есть двигатель от коробки передач не отключается. Такое происходит тогда, когда неисправен ведущий диск или по причине неправильной регулировки свободного хода сцепления (в тех конструкциях, где он регулируется). Данные неисправности достаточно сложные и даже дефектовку (не говоря уж о ремонте) лучше делать в СТО.
Чтобы сцепление дольше служило, движение нужно начинать, плавно отпуская педаль сцепления. При этом обороты двигателя нужно выбирать такие, чтобы он не останавливался с началом движения, но и не ревел на околопредельных величинах. При загрузке машины не превышайте того веса, который определен в руководстве по эксплуатации данной марки автомобиля. Особенно это касается тех водителей, который увлекаются буксировкой прицепов. А еще нужно иметь в виду, что сцепление сильно изнашивается, когда автомобиль буксует в грязи или в снегу.
Материалы номера