Застава богатырская
Семен СУХАНОВ
Эту бесценную вещь нам подарила перед своей кончиной добрая знакомая старушка, приехавшая в СССР из Китая. Да и от своих предков остались, например, старинный складень медных иконок и большой православный крест. Привез я их из отпуска, из русской деревни близ Палеха без всяких препятствий. А теперь те же вещи не повезешь даже показать внучатым племянникам, ибо на границе будешь иметь столкновение с законом, запрещающим провоз вещей, возраст которых перевалил за полвека. Понятно, государство обеспокоено тем, чтобы старинные вещи, имеющие культурную ценность, не уходили за рубеж.
Но почему я лично не могу распоряжаться своей собственностью? Кто определит ценность моих вещей, да и просто их возраст? Ах, собираются уже спецбригады из музейных работников, профессиональных музыкантов и любителей-коллекционеров. Но что видели и знают, скажем, наши музейные работники, держали ли они в руках ценные старинные вещи неместного происхождения? Тут уж должен каждый быть докой в своем деле, чтобы дать разрешение или запрет на вывоз ценной старины. А то не получилось бы как в анекдоте, где работник музея показывает старинную вазу в «греческом зале» и объясняет: «Ей 3027 лет». «Почему такая точность?» - спрашивают его. «Когда я стал здесь работать, вазе было ровно 3000 лет, а я уже отработал 27». Ну, если так судить... Я вот знаю, что нашим семейным бюстам писателей из какого-то металла больше 50 лет, сами покупали. Но не заграбастает ли их таможенник или пограничник при встрече на «заставе», не потребует ли мзды за провоз?
Но вот уж со старинным крестом и с чаркой «Застава богатырская» явно не пропустят. Так что же, такие вещи уже не являются частной собственностью, которая охраняется Конституцией? Ведь люди ездят в гости, меняют ПМЖ, а свои личные вещи, представляющие культурные ценности, должны кому-то оставлять или дарить государству? Но ведь далеко не все богачи Третьяковы, что-то берегут и на черный день. Ну а предметы религиозного обихода вообще должны передаваться из поколения в поколение родственникам или в храмы, просто продавать их грешно и безнравственно. (Хотя некоторые дельцы и за дальний бугор отправляли).
Вот такие дела с вещами, которые «вывозу не подлежат». Конечно, если речь идет о старинных юртах, то спору нет, им стоять здесь - на земле суверенной. Но вот вещи, сюда привезенные и не имеющие никакого отношения к местному колориту, являющиеся личной собственностью, наверно, «аресту» все же не подлежат.
Материалы номера