Переписать законы «под НЭП»?
Петр СУХИНИН, директор АСПреДКО
Члены АСПреДКО против инициативы депутатов Парламента
Этот материал выражает общее мнение членов Ассоциации содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области по проектам изменений и дополнений в законодательные акты РК по вопросам частного предпринимательства.
Вновь предлагается выстроить деятельность предпринимательского сообщества наподобие властной вертикали, во главе которой, по мнению инициаторов поправок, встанет Национальная экономическая палата «Атамекен». Именно ей должно быть дано право представлять всех предпринимателей во властных структурах. Она одна будет наделена правом руководить ими, содержаться предпринимателями за счет обязательных взносов, сумму которых определит своим уставом. И главное - каждый субъект предпринимательства обязан будет состоять в этой структуре.
Предложения не новы. Ранее с ними выступали руководители НЭП «Атамекен», теперь - мажилисмены Пшембаев, Итегулов и Апсалямов. Что не меняет сути инициатив. АСПреДКО считает, что они несут только отрицательный посыл, не имеющий ничего общего с декларированными Конституцией и законами страны принципами рыночной экономики. Проекты по изменению «под НЭП» Гражданского и Трудового кодексов РК, законов «О некоммерческих организациях» и «О частном предпринимательстве» недопустимы и неконституционны. Если Парламент примет эти инициативы, будет искусственно создана структура, паразитирующая на предпринимательском сообществе. Вся его деятельность будет подчинена не законам страны, а фактически уставу НЭП. Коммерческим сообществом будет руководить некоммерческая организация, это нонсенс.
Статья 5 Конституции РК провозглашает идеологическое и политическое многообразие в стране, и предлагаемые изменения в законы для «достижения единого мнения предпринимательского сообщества» ей никак не соответствуют. Эта же статья запрещает возлагать на общественные организации функций госорганов, а инициаторами именно это и предлагается.
Статья 14 провозглашает равенство всех перед законом и судом, запрет на дискриминацию, в том числе по социальному и имущественному положению. Между тем инициаторы поправок ставят в неравные условия перед законом индивидуальных и частных предпринимателей.
Статья 23 Конституции дает право гражданам свободно объединяться, в том числе и для трудовой деятельности. А нам предлагают обязательное членство.
Статья 33 дает право всем гражданам, и частным предпринимателям тоже, участвовать в управлении делами государства, в том числе и направлять индивидуальные, коллективные обращения в госорганы по волнующим их вопросам. А нам предлагают аккредитовать во всех органах власти одну надстроечную и даже не предпринимательскую структуру, и лишь ее мнение слушать, учитывать.
Инициаторы поправок предлагают указать в Трудовом кодексе, что полномочными представителями работодателей являются НЭП и республиканские объединения субъектов частного предпринимательства. Второе понятно, хотя в нынешней редакции правильнее говорить об объединениях работодателей. Национальная экономическая палата вообще не является и не может являться представителем работодателей. Работодатель - это собственник, а руководитель юридического лица - это, как правило, лишь менеджер, нанятый собственником. А разве НЭП - это объединение собственников?
АСПреДКО выражает свое резко отрицательное мнение об инициативах мажилисменов. И не поддерживает попытки узурпации власти в предпринимательском сообществе кем бы то ни было. Обращаем внимание правоохранительных органов и органов юстиции, дающих правовое заключение по законодательным инициативам, на многочисленные нарушения положений Конституции РК в инициируемых поправках.
Рисунок Батырбека Джузбаева
Материалы номера