Вот тебе, Ксения, и «Юрьев день»

Раппопорт сЕгодня одна из самых «западных» российских актрис

rg.ru elle.ru peoples.ru

Ради съемок с ней итальянцы готовы были целиком выкупать спектакли в России

Ее уже называют иконой нового российского кино, осыпают кинопремиями на родине и на Западе, просят вести церемонию открытия Венецианского кинофестиваля. После первого же фильма, снятого с нею итальянским режиссером, актриса получила в Италии высшую кинематографическую премию, которую до нее вручали лишь одной иностранке - уникальной Роми Шнайдер... И все это в 35 лет. Именно столько недавно исполнилось петербурженке Ксении Раппопорт.

Трудное кино

На прошедшей неделе по Первому каналу показали один из самых интересных или, по крайней мере, обсуждаемых российских фильмов - «Юрьев день». Он же был «главным героем» в «Закрытом показе» Александра Гордона. Мнения по поводу киноленты Кирилла Серебренникова разделились резко, как всегда, в программе у Гордона. Но что бы ни говорили, к этому времени именно за роль оперной певицы в «Юрьевом дне» Раппопорт получила в 2008 году национальную премию кинокритики и кинопрессы «Белый слон», в том же году - премию независимой прессы на престижном европейском кинофестивале в Локарно и в 2009 году - «Золотого орла» на фестивале российском - за лучшую женскую роль. Кстати, там ей досталось сразу два «Орла» - еще один за работу в сериале «Ликвидация». Ксении - уже в апреле - не дали «Нику», но это, скорее, к лучшему. Не дает подумать о том, что в российском кинематографе премии вручаются по инерции.

О чем кино? Процитируем обозревателя «Российской газеты» Валерия КИЧИНА:

- Сюжет - на грани мистики, хотя и получит вполне реалистичное объяснение в страшных цифрах исчезнувших в России людей. Так вот, известная оперная певица с сыном едет на своем шикарном авто в крошечный городок, где ее «малая родина». Сын там внезапно бесследно исчезнет, и героиня в заваленном снегами городке застрянет надолго. Черны нравы этой глухомани, которую Любовь Павловне хочется забыть, как страшный сон, но в которой она увязает все глубже. Оперную диву, почти небожительницу, ее «малая родина» неумолимо втягивает в себя, заставляет забыть о сверкающих Цюрихах, надеть армяк, носить больным судна и петь в утлом церковном хоре. В этой ее «малой родине» собраны важные качества родины большой... Фильм хватает за душу и не отпускает до финала, по идее - очистительного. Я не разделяю финального выбора героини, в нем много нелогичного, но я ее понимаю и ей сочувствую: при всей запредельности показанного знаешь, что это суровая правда о тебе и твоей стране. Каждый кадр и конкретен, и обобщен. Ни один не мог бы родиться нигде, кроме России... Ксения Раппопорт в главной роли поднимается до высот трагедии: здесь есть что играть, есть что пережить.

«Хватило пяти итальянских слов»

Интересно, что яркие кинематографические успехи Раппопорт - это успехи буквально последних двух лет. Как будто она, талантливая театральная актриса, прима питерского МДТ Льва Додина, копила что-то в себе, а потом оно проявилось. В 2007 году она стала лучшей актрисой Италии, получив престижнейшую национальную премию «Давид ди Донателло». О том, как это произошло, Раппопорт рассказывала журналу ELLE.

- Джузеппе Торнаторе где-то увидел мою фотографию. К тому моменту он путешествовал по Восточной Европе уже несколько месяцев: был в Чехии, на Украине - искал актрису в фильм «Незнакомка». В Петербург он не заехал, но оказался в Москве. Мне позвонили, сказали: «Тут такой известный режиссер, оскароносец и прочая, и прочая... ищет исполнительницу главной роли в свой новый фильм. Приезжайте завтра». Я говорю: «Не могу - у меня завтра спектакль. И послезавтра». С той стороны: «Послезавтра он уезжает. Ну, до свидания». Я быстро: «Подождите, во сколько он улетает? Я прилечу в восемь утра!» Прилетаю, прекрасно понимая, что никогда в жизни этого со мной не произойдет. По дороге попросила у говорящей по-итальянски подруги сказать мне несколько слов, чтобы произвести впечатление. Мы встретились, я сказала, что переводчик мне не нужен. Мы мило общались, я ничего не понимала из того, о чем Торнаторе меня спрашивал, улыбалась, кивала, повторяла три слова, что знала, всячески чередуя их.

- И что было потом?

- Потом события разворачивались с космической скоростью: уже через три дня я оказалась в Риме на пробах. Мне прислали страничку сценария, которую я успела пройти с подругой, благо текста там было немного. Сыграла эту сцену, и в тот же вечер меня утвердили. После чего сообщили, что я должна приехать в Италию на четыре месяца. Говорю: «Я не могу. У меня 15 спектаклей каждый месяц». Они: «Но вы же в Москве сказали, что совершенно свободны!» Я: «Интересно! А что еще я вам сказала?» Выяснилось: я много чего наврала: что умею водить машину, что профессионально пою и еще разное. Просто в Москве, когда мне не хватало слов, я вежливо и радостно кивала. Дальше начались совсем смешные вещи... Я говорила: «Понимаете, мне нужно лететь на гастроли в Норильск, у меня там спектакль». Мне отвечали: «Где это? Сколько там мест в зале? Можно мы выкупим весь спектакль?» Я возмущенно объясняла, что это не продается, что это для меня крайне важно, и вообще, я так не могу.

- Но в итоге все утряслось?

- Да, где-то меня заменили, где-то картина пошла на уступки - сдвинули начало работы. В Питер мне прислали сценарий - талмуд на итальянском... В общем, все это было страшной авантюрой, которая в итоге принесла много и радостей, и трудностей, а главное, открыла мне совершенно новые дороги.

Как сообщают СМИ, после фильма Торнаторе, Раппопорт была приглашена на съемки многих фильмов в Италии. Снялась, например, в картине «Мужчина, который любит» режиссера Марии Соле Тоньяцци. Потом последовало новое предложение - новая главная роль в Италии в фильме «Двойной час» Рики Тониаци.

 - Роль очень интересная, сложная - история семьи, в которой аутичный ребенок, - рассказывает Раппопорт. - Я играю его мать. Читаю в Интернете переписку матерей, у кого дети с таким диагнозом. Душераздирающие вещи. Мамы просто обсуждают свои проблемы, пишут о том, какие лекарства дают, пишут про самые простые заботы... Конечно, возникает желание как-то помочь, вмешаться.

Я рада, что у меня и итальянцев есть взаимный интерес друг к другу, но ничего не преувеличиваю и знаю, что все это может прекратиться так же внезапно, как началось.

«От таких ролей не отказываются»

В России, по словам актрисы, пока ничего нового в кино у нее нет. Не то, чтобы предлагают меньше сценариев. Просто «нет интересных историй». Зато есть другие проекты. В марте Раппопорт появилась в оратории-мистерии Арюра Онеггера «Жанна д'Арк на костре» на сцене Санкт-Петербургской филармонии. В концерте участвовали певческая капелла Санкт-Петербурга и хор мальчиков хорового училища имени Глинки. Роль Жанны первоначально предназначалась актрисе с другим именем, да еще каким - дочери Жерара Депардье. Накануне премьеры Ксения дала интервью питерскому изданию «Фонтанка»:

- Не страшно выходить на сцену в образе Жанны д'Арк - после Ингрид Бергман, Милы Йовович, Фанни Ардан, Инны Чуриковой?..

- Мы делаем акцент именно на концертном исполнении. О таком проникновении в материал, какой был у Йовович или у Ингрид Бергман, в данном случае говорить не приходится. У нас нет режиссера как такового, нет даже костюмов, но есть трепет и восторг перед замечательной музыкой, а также текстом, который написал потрясающий французский писатель Поль Клодель.

- Вы свободно говорите по-французски?

- Учила в школе, с тех пор уже много лет не говорю, если не считать двух ролей во французских фильмах, что снимались в Петербурге. Но я считаю, что произведение всегда интересней воспринимать в первоначальном виде. У языка тоже есть своя музыка и своя мелодика. Вот мы и решили обратиться к истокам. Наш дирижер Эммануэль Ледюк-Баром считает, что впоследствии мы сможем показать свой проект не только в России, но и во Франции.

- Но это же такой риск: сыграть Жанну д'Арк после нескольких репетиций, да еще в необычном жанре оратории-мистерии... Зачем вам, актрисе столь востребованной, все эти треволнения?

- Риск огромный. Но, понимаете, от таких ролей не отказываются! Когда мне позвонили: «Вы не хотите сыграть Жанну д'Арк?», я не успела даже ничего подумать, а уже отвечала: «Да, хочу!» Пусть это авантюризм, не буду врать, я с музыкой Арюра Оннегера раньше не была знакома. Но меня покорила история действительно уникальная, потрясающая. Фигура Жанны до сих пор загадочна. Во Франции повсюду ее статуи и картины, но нет ее канонического образа. Там столько загадок, такой простор для фантазии. Я слушаю музыку Оннегера по многу раз, недавно была в Париже и долго стояла перед статуей Жанны в надежде, что Господь мне поможет...

Подробности

Актриса признавалась, что очень волновалась, готовясь вести церемонию награждения на Венецианском фестивале. Однако волнение не помешало ей нарушить формат подобных мероприятий. Раппопорт начала свою речь... со строк, посвященных Венеции, которые были написаны Анной Ахматовой и Иосифом Бродским. «Эти стихи были написаны у меня на Родине, в России», - сказала Ксения, и в зале раздались аплодисменты.

Фото www.peoples.ru