Избежать ремонта
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ
Мы продолжаем разговор о способах продления ресурса автомобильных двигателей. В предыдущем выпуске «Автосовета» речь шла о необходимости соблюдения правил эксплуатации. Но сегодня для продления жизни моторов промышленность предлагает и специальные препараты, при помощи которых можно своевременно устранить некоторые неполадки. О том, как ими пользоваться, расскажет старший преподаватель кафедры «Технический сервис» Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- Как я уже говорил, применяемые сегодня специальные средства разделяют на три основные группы. Обкаточные средства - рекомендуют использовать до 2000 км пробега, эксплуатационные - применяются от 2000 км пробега и до конца эксплуатации, и эксплуатационно-восстановительные (ремонтные) - для пробега свыше 60 000 км. Отличительной особенностью обкаточных препаратов является присутствие в их составе ультрадисперсного алмазного порошка, который ускоряет приработку пар трения.
Самая многочисленная группа - эксплуатационные препараты. Она отличается своим разнообразием. Это препараты с тефлоновыми и молибденовыми присадками, а также с различными модификаторами трения, которые на рабочей поверхности образуют полимерную матрицу, удерживающую масляную пленку. Модификаторы отличаются тем, что их достаточно применить один раз на весь срок эксплуатации, и они дают возможность некоторое время ехать без масла в двигателе. Но есть у них и недостатки: снижаются окислительные свойства масла и могут коагулировать. При их применении необходимо тщательно соблюдать рекомендации инструкции. Большой популярностью пользуются кондиционеры металлов, которые имеют уже второе поколение. Их можно добавлять не только в моторные масла, но и в трансмиссионные, а также в топливо. Все эти средства значительно облегчают запуск двигателя и улучшают режим его работы с переменной нагрузкой, а главное - отодвигают время износа.
Эксплуатационно-восстановительные препараты или реметаллизанты - единственная группа, которая непосредственно предназначена для устранения износа деталей двигателя. В их составе есть металлический порошок (чаще - медь и серебро), который откладывается в зоне контакта трущихся пар и заполняет микротрещины. Он устраняет задиры и наращивает, утраченный износом, металл. В итоге технические характеристики двигателя улучшаются: увеличивается компрессия, уменьшается расход масла и топлива. Реметаллизанты восстанавливают изношенность деталей в объеме нескольких десятков микрон. Их недостаток - необходимость повторной обработки при замене масла и нулевой эффект, если их применять после предварительной обработки мотора антифрикционными препаратами длительного пользования. К восстановительным средствам относят и разкоксовыватели поршневых колец и средства, удаляющие нагар с клапанов и камер сгорания.
Для обработки двигателей и трансмиссии есть еще препараты из керамики. Они обладают не только восстановительными свойствами, схожими с реметаллизантами, но и способны хорошо удерживать масляную пленку, как у тефлона и молибдена. Они действуют в течение 50 000 км пробега.
Применение данных препаратов надо начинать с тщательной диагностики мотора. Его техническое состояние определяют замерами компрессии в цилиндрах, выявляют, не занижено ли давление масла и не увеличен ли его расход. Принимать решение об использовании тех или иных средств нужно после совета со специалистами. И обязательно следовать рекомендациям инструкций по применению таких препаратов. Обычно их заливают при замене масла, если вы это сделали недавно, то препарат достаточно растворить в небольшом объеме масла и залить в картер.
Однако в критическом состоянии реметаллизанты двигателю не помогут. Если оставшийся ресурс мотора менее 15%, то лучше сделать капитальный ремонт.Материалы номера