Лекарства для двигателя
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz
Общеизвестно, что одинаковые двигатели у одних водителей выходят из строя раньше установленного заводом ресурса, а другим служат в 2-3 раза дольше. Учитывая, что ремонт автомобильного «сердца» стоит достаточно дорого, не лучше ли позаботиться о том, чтобы оно работало бесперебойно? Но как это сделать? На данный вопрос отвечает старший преподаватель кафедры «Технический сервис» Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- Прежде чем вести разговор на эту тему, нужно знать основные причины, от которых зависит преждевременный износ двигателя. Среди них нарушение режима его обкатки, неисправность в системе управления работой двигателя, использование некачественных топливных и смазочных материалов, а также нарушение правил эксплуатации (несвоевременное проведение техобслуживания, превышение грузоподъемности и т. д.). К таким же негативным последствиям приводит использование эксплуатационных материалов, не соответствующих рекомендациям завода-производителя данного автомобиля. Например, моторное масло может быть слишком жидким или слишком густым. Если масло слишком густое, оно не проникает в узкие зазоры, и масляная пленка может разрушаться, что приведет к повышенному износу деталей двигателя.
Скорость износа деталей двигателя также зависит от режима его работы: количества оборотов и нагрузки. Большое количество пар трения в двигателе смазывается под давлением. К ним относятся коренная и шатунная шейки коленчатого вала, опоры распредвала и его коромысел. В кривошипно-шатунном механизме масляная пленка при нормальных условиях эксплуатации разъединяет детали, но при больших нагрузках она продавливается, чем и ускоряется износ трущихся частей. Именно поэтому режим движения на низких оборотах (водители его называют «внатяг»), когда масла в парах трения недостаточно, считается опасным. Особенно для изношенных моторов. Высокие обороты тоже нежелательны. В таком случае к нагрузке от давления газов на поршень добавляются инерционные силы, которые пропорциональны квадрату оборотов коленвала.
Во время холодного пуска мотора особенно опасны неисправности топливной системы, когда карбюратор или форсунки «переливает». Это приводит к тому, что масляная пленка со стенок цилиндров смывается. Опасен и перегрев двигателя. При таком режиме масло разлагается, окисляется и тогда возможно залегание поршневых колец, затвердевание сальников клапанов и других сальников. К тому же от высокой температуры может покоробиться головка блока цилиндров и даже заклинить поршень в цилиндре.
Практика показывает, что некоторые небольшие неполадки можно устранить своевременным применением специальных препаратов. Из всего многообразия предлагаемых сегодня средств выделяют три основные группы. Первая объединяет так называемые обкаточные средства. Их рекомендуют использовать до 2000 км пробега автомобиля. Препараты второй группы называются «эксплуатационными». Они применяются от 2000 км пробега и до конца эксплуатации. В третью группу входят эксплуатационно-восстановительные (ремонтные) препараты, которые рекомендуют использовать при пробеге автомобиля свыше 60 000 км.
Об особенностях и способах применения всех этих средств поговорим в следующем выпуске «Автосалона».Материалы номера