Не дождаться счастья, если б не было несчастья

Студентам президент РК Нурсултан Назарбаев пообещал увеличить стипендии и количество государственных грантов

Евгений ШИБАРШИН

Поможет ли мировой кризис Казахстану решить старые проблемы?

6 марта президент РК Нурсултан Назарбаев выступил в Парламенте с обращением к народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию». По Конституции данная процедура проводится ежегодно, поэтому все уже привыкли, что глава государства в начале каждого года заявляет об основных направлениях своей политики. Однако на этот раз его выступления ждали с особым нетерпением. Мировой финансово-экономический кризис набирает обороты, девальвацией тенге он дал знать о себе миллионам казахстанцев, и теперь их интересует, что предпримет власть, чтобы смягчить его последствия. Насколько оправдались их ожидания?

Что нового в обращении?

Если кто-то ждал ответа на вопрос, будет ли тенге и дальше девальвировать, то он его от главы государства не услышал. Если кто-то надеялся, что президент пообещает «разобраться» с правительством и Парламентом, то и эту тему он тоже не поднимал. Наоборот, Нурсултан Назарбаев в очередной раз сообщил, что правительство подготовило хорошо продуманную антикризисную программу и уже работает по ней. Более того, он заявил, что «Казахстан стал одним из первых государств в мире, оперативно отреагировавших на нарастающую турбулентность мировой экономики и приступил к реализации опережающих мер».

Нет особых новшеств и в социальных вопросах. Глава государства лишь подтвердил, что все ранее обещанные повышения пенсий и заработной платы бюджетникам состоятся, несмотря на кризис. Правда, что касается его продолжительности, то Назарбаев говорит уже не о 2-3 годах, а о том, что кризис, «судя по всему, будет затяжным». Со свойственным ему оптимизмом президент успокоил:

- Мы действуем решительно и быстро, потому что знаем, когда и что надо делать, чтобы уменьшить силу удара мирового кризиса на нашу экономику и общество.

На грани разорения

Среди прочих антикризисных мер, которые, по определению Назарбаева носили опережающий характер, в обращении назывались те, главной целью которых было «обеспечение экономической активности малого и среднего бизнеса и крупных предприятий». Речь идет о выделении государством в прошлом году больших средств банкам для создания дополнительной ликвидности, а также о непосредственной финансовой поддержке субъектов малого и среднего бизнеса. Достигнут ли ожидаемый эффект?

Этот вопрос я задал директору Ассоциации содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области (АСПредКО) Петру СУХИНИНУ. Ответ получил отрицательный. По его оценке, банки, получив деньги от государства на поддержку малого и среднего бизнеса, начали их использовать по своим правилам. То есть кредиты по-прежнему выдавались под высокие проценты. Как же так получилось? Директор АСПредКО начал изучать эту проблему и обнаружил такую странность:

- Правительство своим постановлением от 7.11.2007 года обязало банки второго уровня, через которые государство выделило деньги для кредитования малого и среднего бизнеса, устанавливать для себя маржу не более 4% годовых, а конечную ставку для заемщиков - не более 12% годовых. Однако уже через месяц - 5 декабря - своим постановлением № 1184-1 отменяет этот пункт. После чего кредиты по этому проекту начали выдавать под прежние 19% и выше.

Можно ли считать такой подход антикризисной мерой? Вряд ли. Если ко всему добавить еще и то обстоятельство, что в 2008 году банки второго уровня вообще ужесточили условия кредитования, то можно представить себе, в каком состоянии оказался именно малый и средний бизнес, не располагающий большими финансовыми ресурсами, чтобы быстро приспособиться к кризисным реалиям.

- В начале марта к нам в ассоциацию резко увеличилось количество обращений за помощью от предпринимателей, оказавшихся на грани разорения, - говорит Сухинин. - Дело уже дошло до того, что некоторые готовы продать свой бизнес и устроиться к новому хозяину в качестве наемного работника.

О спаде в этой сфере говорит и официальная статистика. Если на 1 января 2008 года в Костанайской области насчитывалось 98 300 работников, занятых в малом и среднем бизнесе, то аким Костанайской области Сергей Кулагин в недавнем отчете перед населением об итогах прошлого года уже назвал цифру - 92 000 человек. Если учесть, что в этом секторе из общего числа трудоспособных занято около 17%, то подобные перепады обязательно влекут за собой большие негативные последствия.

Даже сейчас, когда из Национального фонда целевым назначением банкам выделены средства для льготного кредитования малого и среднего бизнеса, проблема решается очень медленно.

- Мы взяли под свой контроль процедуру - работу банков с заявками на кредиты нескольких предпринимателей, - рассказывает Сухинин, - и убедились, что им отказали в займе, не имея на то достаточных оснований.

По оценке директора АСПредо, оформление документов на эти цели стало еще более забюрокраченным, чем прежде. Хотя в том же обращении глава государства говорит: административных барьеров, мешающих работать предпринимателям, стало меньше. Да, сроки для получения различных документов от госструктур уменьшены. Но громоздкость других процедур и главное - большая денежная затратность на эти цели, сдерживающие становление и развитие бизнеса, так и остались.

Не дал ожидаемой поддержки и новый Налоговый кодекс, на который в качестве положительного примера ссылается Нурсултан Назарбаев.

- Снижение налогов - это хорошо, но почему не поддержали идею по расширению границ доходов, позволяющих индивидуальным предпринимателям работать по патенту? - возмущается директор АСПредКО Петр Сухинин. - Ведь эта мера позволила бы упростить процедуру уплаты налогов и дала больше свободы для их бизнеса.

Похоже, глава государства знает далеко не все, что происходит с малым бизнесом, а потому и предпринимаемые им и правительством меры не дают ожидаемого эффекта.

«Деньги нужны огромные»

Не скажется ли такой подход и на реализации «нового плана модернизации экономики», которому посвящена добрая половина обращения? Хотя воспринимается она позитивно. Наконец-то проблема реконструкции и модернизации объектов и сетей водопроводной и тепловой системы, энергетики и канализации становится предметом государственной политики. Президент назвал эти работы «основой будущего развития», поручил правительству и акимам определить, сколько денег нужно на эти цели, обеспечить их финансирование.

То же самое относится и к дорогам местного значения. Предварительно он заявил, что на весь этот план в ближайшие 2 года планируется выделить все средства, полученные бюджетом от продажи нефти и металлов - 600 млрд тенге.

Много это или мало? Реально ли на них решить все накопившиеся в этой сфере проблемы? Директор ГКП «Костанай Су» Игорь КИСЕЛЕВ рассказал, что в 2007 году в республике пытались подсчитать, сколько понадобится денег для обновления всех водопроводных сетей Казахстана. По тогдашним ценам на эти цели нужно было истратить около 35 млрд тенге. Сейчас эта цифра наверняка больше.

- Деньги нужны огромные, - говорит Киселев. - Но если они будут, мы за несколько лет решим все накопившиеся проблемы.

Пока же в Костанае, например, из 500 км общей протяженности водопровода ежегодно обновляется только 10, а нужно в 4 раза больше. Сегодня один погонный метр трубы большого диаметра для магистральных линий стоит около 100 000 тенге.

Не лучше обстоят дела и с тепловыми сетями.

- Чтобы нормально работать, в Костанае из 220 км общей протяженности тепловых сетей, с учетом их срока службы, ежегодно нужно менять 20 км, - говорит директор КТЭК Жаксылык МУХАМЕДГАЛИЕВ. - На это нужно около 500 млн тенге. На 2009 год для замены теплотрассы на двух улицах и обновления оборудования на ТЭЦ и котельной мы получили из бюджета около половины этой суммы.

Где взять остальные деньги? У КТЭК одна статья доходов - плата потребителей за пользование горячей водой и тепло. Выходит так, что за наш счет. Население это бремя не потянет. Остается надеяться только на те самые деньги, о которых говорится в обращении главы государства.

Но есть тут одна тонкость. Как быть таким городам, как Рудный, где эти сети находятся в частных руках? А снабжением электроэнергией везде занимаются только «частники». Неужели в таких случаях государство пойдет на национализацию?

Если говорить о дорогах местного значения, то заместитель начальника управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костанайской области Андрей ГОВАРТ на недавней сессии областного маслихата заявил, что 55% дорог имеют дефекты и находятся в стадии разрушения. По нормативам межремонтных сроков нужно ежегодно делать капитальный ремонт 722 км дорог, а средний - 2157 км. Фактически даже на ближайшие 3 года запланированы средства лишь на 122,5 км для капитального ремонта и реконструкции и на 398,8 км для среднего ремонта. На эти цели предполагается истратить около 11 млрд тенге. Представляете порядок цифр, чтобы привести в порядок все дороги Костанайской области?

Можно в очередной раз задаться вопросом к властям: а куда раньше смотрели? Но есть ли смысл? Хорошо, что хотя бы кризис повернул власть к таким жизненно важным вопросам, как коммунальная сфера. Другое дело, не получится ли так же, как с «активизацией» малого и среднего бизнеса в 2008 году? Не уйдут ли опять народные деньги для поддержания и без того небедной верхушки общества?

Соотношение объемов запланированного в 2009-2011 гг. ремонта дорог и необходимого по нормативам правительства (Костанайская область)

ОПРОС

Что вы хотели услышать, но не услышали в обращении президента РК к народу?

Сансызбай ЖИЕНТАЕВ, доктор экономических наук, профессор:

- Хотелось бы услышать, какие конкретные меры будут приняты в республике, чтобы на рынке появилось больше отечественной продукции. Например, товаров легкой промышленности. Вроде бы глава государства и говорил о развитии промышленности, но опять речь шла больше о сырьевом секторе, а не о товарах широкого потребления. Можно, конечно, увеличить производство мяса и мясных продуктов, чтобы выйти на внешний рынок, но ведь он уже занят. В том числе и в соседней России. Очевидно, с увеличением финансирования этой отрасли нужно предпринимать меры на уровне межгосударственных отношений для создания благоприятных условий взаимовыгодного товарообмена. Об этом в обращении не было сказано ни слова.

Сергей БОГАТЫРЕВ, председатель областного филиала Демократической партии «Азат»:

- Я ожидал, что в обращении будут названы конкретные меры, которые станут гарантией эффективного использования средств, выделенных на антикризисную программу. Случай снятия с должности акима Восточно-Казахстанской области за его связь с криминальными кругами говорит, что вопрос контроля за использованием этих денег является ключевым. Но глава государства лишь призвал акимов «лучше контролировать». В таком случае народные деньги могут попасть в карман «нужным» людям. Ничего не было сказано и по вопросам развития демократии в Казахстане. Это означает, что в 2009 году в этом направлении ничего делаться не будет. При таком подходе вполне возможно, что произойдет даже ухудшение. А ведь наша страна в следующем году будет председательствовать в ОБСЕ.

Татьяна ЗЕМЛЯНАЯ, президент Координационного союза КСК и ПКСК Костаная:

- Могу лишь сказать, что я ждала во всех предыдущих обращениях главы государства к народу, а теперь уже и не жду. Речь идет об участии государства в финансировании капитального ремонта жилого фонда. На этот раз было обещано выделить деньги на ремонт коммунальных сетей, но жилье опять осталось вне поля зрения государства. Очевидно, до следующего кризиса. По-прежнему содержание домов полностью возложено на жильцов, а власть не может даже помочь создать узаконенную инфраструктуру, с помощью которой владельцы квартир могли бы решать проблемы с ремонтом. К сожалению, получается так, что и депутаты парламента, к которым мы не раз обращались, - и они вроде бы с нами соглашаются, - ничего сделать не могут

Балбупе ИРТАЕВА, председатель облсовпрофа, депутат областного маслихата:

- Поскольку в условиях кризиса защищенность работников ухудшилась, я ждала, что скажет глава государства о мерах по борьбе с безработицей и поддержке производства. Все это я услышала. Меня удовлетворило, что государство планирует увеличение средств на профессиональную переподготовку людей, оставшихся без работы. Понравилось и то, что оценка работы акимов по реализации антикризисной программы будет оцениваться по тому, сколько появится рабочих мест в ходе реализации новых проектов.

Анатолий ДИРКСЕН, генеральный директор ТОО «Костанайтурист»:

- Я ожидал, что президент предложит более радикальные антикризисные меры. Например, почему средства, выделенные под программу из Нацфонда, обязательно направлять в экономику только через кредитование? А почему не предложить другие схемы для поддержки бизнеса в это трудное время? Такие идеи у предпринимателей есть. Хотелось, чтобы глава государства более решительно потребовал четкости в работе всех органов испольнительной власти, которые зачастую не хотят брать ответственность на себя и ждут команды «сверху». Да и надо ли было ждать кризиса, чтобы решить вопрос с ремонтом жилищно-коммунальной сферы?

Фото Николая СОЛОВЬЕВА