Масло почернело

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ

Нужно ли менять его в таком случае?

Опытные водители в качестве основного критерия необходимости замены моторного масла зачастую советуют обращать внимание на его цвет. Такой же совет иногда можно услышать и от некоторых мастеров на СТО: если масло почернело, то пришла пора менять. Даже если автомобиль после предыдущей замены не «набегал» достаточного количества километров. Насколько верны такие рекомендации? На вопрос отвечает старший преподаватель кафедры «Технический сервис» Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Сразу отвечу: для современных двигателей замена масла из-за того, что оно стало черным, принципиально неправильна. В маслах предусматривается определенный запас свойств на случай ухудшения условий эксплуатации двигателя, поэтому менять его раньше или позже предусмотренных сроков нецелесообразно, да и по экономическим соображениям - неразумно. Нужно иметь в виду еще и такой фактор, как различие принципов, на которых основана работа бензиновых и дизельных двигателей. По этой причине в бензиновых «движках» масло темнеет медленнее.

Поскольку в дизелях смесеобразование происходит многократно быстрее, то и качество заряда получается хуже. Смесь сгорает не полностью, поэтому в отработанных газах остается много сажи. Она из камеры сгорания попадает в масло и ускоряет процесс его старения. К тому же сажа разносится маслом по двигателю и откладывается на его деталях. Чтобы уменьшить эти отложения, сажу необходимо поддерживать во взвешенном состоянии. Поэтому дизельное масло имеет больше диспергирующих (поддерживающих) присадок. Это их главное отличие от масел, применяемых в бензиновых двигателях.

Все дизели работают на бедных топливных смесях при коэффициенте избытка воздуха не ниже 1,3. В цилиндрах почти все время присутствует невостребованный для горения кислород. По этой причине температура в камере сгорания очень высокая - 500-600 градусов, что, в свою очередь, приводит к окислению масляных пленок на поршнях и стенках цилиндров в значительно большей степени, чем в бензиновых двигателях. Поэтому у дизельных масел и более высокая стойкость к окислению.

Другая особенность заключается в самом топливе. В солярке серы гораздо больше, чем в бензине. При сгорании топлива сера образует большое количество сернистой и серной кислот. Для их нейтрализации в масло вводят щелочные присадки.

От содержания серы и сажи напрямую зависит срок службы масла. Например, одно и то же масло будет работать вдвое дольше, если в топливный бак заливать солярку, у которой содержание серы - не 0,4%, а 0,2%. Кстати, в передовых странах стандарт этой величины - от 0,02% до 0,05%.

Еще один фактор - конструкция современных дизелей. Их особенность заключается в том, что камеру сгорания делают в днище поршня, а сам поршень охлаждается подачей масла снизу. Что увеличивает интенсивность его окисления. Поэтому потемнение современного масла в дизельном моторе говорит лишь о его хороших диспергирующих и моющих свойствах. Тогда зачем его менять раньше отведенного ему срока службы?