Пьете, люди, порошок. Будете здоровы?
Izvestia.ru
Уже более месяца в РФ действует новый технический регламент на молоко, пришедший на смену советскому ГОСТу. Одна из самых важных для покупателей новаций: если продукт изготовлен с применением сухого молока, то называться он может только «молочный напиток». Именно это должно быть написано на упаковке вместо слова «молоко». Для казахстанского потребителя информация важная. На наших прилавках российского товара - завались и залейся.
Право выбора
По мнению разработчиков, новый техрегламент способен снизить степень дезориентированности покупателя относительно продукта, который не так давно - во время меламинового скандала - стал притчей во языцех. Напомним, что речь шла именно о продукте, для производства которого использовалось сухое молоко. Китайское. Следов его в Казахстане проверяющими так и не найдено. В России-- напротив, найдены, и немало. Более того, там пресса высказывается на тему, что и найдено было не все, и сейчас таможня для такого рода контрабанды не на замке.
Ясно, что меламиновый порошок - на сегодня самое яркое и уродливое проявление проблемы добавок в пищевые продукты, о которых ничего не знает покупатель. Отношение к этому у каждого сугубо личное: верить или не верить производителям еды, что они нам дают все лучшее и безопасное. Но государство российское ориентируется - и абсолютно правильно делает, анализируя итоги проверок Роспотребнадзора, - на самых тревожных и недоверчивых граждан. Вот им новый техрегламент должен дать возможность сделать осознанный выбор: если они не доверяют производителям товара, то могут вообще отказаться от продукта, в который добавляется сухое молоко.
Незаменимый улучшитель
Зачем вообще добавляют порошок в натуральное сырье? Для его улучшения. Как признают сегодня в России, никто из переработчиков не хочет работать с фермером, все предпочитают работать с поставщиками сухого молока. («НГ» - собственно, в РФ никто и не брался исповедовать кластерный подход, как в Казахстане, так что с молочных заводов в этом смысле и спрос невелик). А что на фермах? А на фермах - не очень сытые или неправильно кормленые буренки, склонные к болезням, которые лечатся антибиотиками. Соответственно, натуральное молоко они дают жиденькое, с высокой степенью бактериальной обсемененности. Что с ним делают на молокозаводах? Пастеризуют или стерилизуют, чтобы убить заразу и продлить срок хранения. Кроме того, повышают до нормативной плотность, содержание белка, добавляя сухое молоко. Если надо, регулируют жирность. Недаром вместо нормализованного в соответствии с советским ГОСТом до 2,5% молока появился уже богатый ассортимент: с жирностью от 1,5% до 9%.
Другой продукт
Все манипуляции с молоком объяснимы. Но они означают, что в итоге речь надо вести совсем о другом продукте. Он с тем, которому поют осанну ученые со времен Мечникова, врачи-диетологи, имеет довольно мало общего.
Ведь что такое натуральное молоко? Продукт, который содержит 100 различных ценных для организма веществ: 20 аминокислот, 25 жирных кислот, 30 минеральных веществ и 20 витаминов. Все эти компоненты, попав в пищеварительный тракт человека, участвуют в биосинтезе гормонов, витаминов и других важнейших для здоровья соединений. Что происходит в процессе переработки? При получении сухого молока из-за обработки горячим воздухом некоторые белковые молекулы (а это и есть ферменты) меняют свой состав, а витамины разрушаются. Кроме того, часть витаминов и аминокислот разрушается в процессе обеззараживания сырья. Пастеризация - это тепловая обработка молока при температуре 78 градусов в течение 20 секунд. Стерилизация предполагает температуру выше 100 градусов и время обработки в несколько секунд. Конечно, при пастеризации аминокислотный и витаминный состав сохраняется лучше. Однако на многих заводах из-за высокой бактериальной загрязненности сырья вынуждены при пастеризации повышать температуру до 90 градусов. Ясно, что при этом говорить о сбережении полезных свойств уже не приходится. Тогда переработчики - самые богатые, самые мощные заводы - начинают обогащать «выхолощенный» продукт витаминами и ферментами извне. Но согласитесь, что здесь все на 100% зависит от добросовестности производителя. Право потребителя - доверять или не доверять ему. Но чтобы реализовать это свое право, он должен ориентироваться хотя бы, насколько объемным было вмешательство в изначальный продукт, называемый молоком. Термин «молочный напиток» и указывает на то, что улучшение натурального сырья было серьезным.
Текущий момент
Перераработчики молока упорно сопротивляются реализации требований нового техрегламента. Он, кстати, был принят еще 17 июня, в силу вступил 17 декабря. Но до сих пор на прилавках найти упаковки с надписью «молочный напиток» не удается. Костанайские прилавки это подтверждают. Молочники заявляли, что у них огромные запасы старой упаковки, проплаченные контракты с производителями пленки и тетрапакетов. Роспотребнадзор принял решение на полгода разрешить использовать старую упаковку, но наклеивать на нее специальные стикеры. Это тоже делают единицы. Корреспондент «Известий» отыскал все-таки товар законопослушных предприятий. На упаковке написано «изготовлено из нормализованного и восстановленного молока», а на обороте прилеплена маленькая (примерно 4 х 2 см) наклеечка, сообщающая: «Информацию на стикере считать приоритетной. Состав: молоко нормализованное». Расшифровываем: восстановленное - это из сухого молока, нормализованное - без добавления оного. Интересно, дождемся ли, когда «на фасаде» упаковки будет написано максимально ясно «молочный напиток»? Роспотребнадзор, впрочем, настроен серьезно. А недавно ход реализации нового техрегламента обсуждался в правительстве, на заседании под председательством вице-премьера Виктора Зубкова. Интересно, что в Казахстане вопрос о введении подобных требований тоже ставится. Но пока он на уровне обсуждения.
По разным данным, в России от 1% до 10% молокосырья, которое можно нормализовать, пастеризовать и отправить в торговую сеть как продукт, соответствующий требованиям к натуральному молоку.
Подробности
Техрегламент предъявляет новые требования и к мороженому. Так, если на упаковке написано одно слово «мороженое», то в его составе могут быть (и, как правило, есть) растительные жиры. Но если на этикетке написано «пломбир», «молочное мороженое» или «сливочное мороженое», это означает, что растительных ингредиентов там нет.
Материалы номера