Кирилл - шестнадцатый патриарх
tden.ru, trud.ru, kp.ru
27 января Поместный собор назвал имя нового Патриарха Московского и всея Руси. Главой Русской православной церкви стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, в миру Владимир ГУНДЯЕВ. Человек этот никогда не чурался прессы, лично вел передачу на ТВ, считает, что церковь должна быть более открытой для общества. Его ответы на вопросы разных изданий дают представление о том, что за человек сегодня получил огромное влияние на всем постсоветском пространстве.
«В школу, как на Голгофу»
- Владыка, расскажите о своих корнях, родителях.
- Мой дед был исповедником российским - 37 лет находился в заключении. Он работал механиком, водителем на железной дороге «Москва - Казань», управлял поездами. Все деньги, которые зарабатывал, отправлял на Афон и в Иерусалим. А это были сумасшедшие деньги по тем временам (300 руб. золотом в месяц, 25 руб. стоила корова). Пару лет назад я был на Афоне в одном монастыре и нашел всех своих родственников в монастырских записях. Это был очень мужественный и сильный человек, воспитывал восьмерых детей. Несмотря на это, добровольно пошел на мученические испытания, боролся с закрытием храмов, почти всю жизнь провел в заключении. Был первым соловчанином. Знал всех русских архиереев, которые сидели на Соловках.
Отец мой сидел в Магаданском крае, был глубоко верующим человеком. И я в детстве тоже находился в таком убеждении, что и мне придется сидеть за веру. Я никогда не был пионером, никогда не вступал в комсомол, но не стал и диссидентом. Я очень люблю свою страну, свой народ. Даже в советское время я считал, что не надо делать ничего такого, чтобы разрушить единство народа. Поэтому я не выступал против властей. Задача церкви заключается не в том, чтобы возбуждать распри, а в том, чтобы говорить правду, даже в том случае, если эта правда неприятна.
- Скажите, как вы учились в школе? Были ли вы тогда верующим человеком?
- Я довольно много страдал в школьные годы. Обо мне газеты писали: есть такой мальчик, учится на одни «пятерки», а не пионер и не комсомолец, к тому же верующий. Я шел в школу, как на Голгофу.
В 15 лет я ушел из дома, стал работать, считал, что не должен сидеть на шее у родителей. Перешел в вечернюю школу. Потом работал в геологической экспедиции. Но я не помню того времени, когда бы не хотел стать священником. Я начал служить с трех лет и к шести-семи годам мог наизусть отслужить молебен, панихиду и даже литургию. Отец мой, главный инженер одного из крупнейших военных заводов в Ленинграде, был репрессирован. А потом был строителем укреплений во время Ленинградской блокады. Во время войны был главным военпредом на Горьковском заводе и принимал танки «Т-34». После войны в 47-м он пришел к митрополиту и попросил у него иерейского сана, стал священником. Мама - учительница немецкого языка в средней школе.
О кризисе человека
- Какова, на ваш взгляд, особенность эпохи, в которой мы живем, каковы главные проблемы человека сегодня?
- На мой взгляд, самая большая проблема сейчас - это кризис человеческой личности. Даже в 90-х, когда было совсем плохо, нечего было есть и не платили зарплаты, я настаивал, что экономические проблемы при всей их остроте не являются для нас стратегически опасными. Потому что такая страна, как Россия, не может быть бедной. И человеческий, и интеллектуальный потенциалы, и ресурсы, которые нам Бог дал, при правильном сочетании одного с другим, несомненно, будут давать результат. А вот то, что действительно имеет отношение к стратегии человеческой жизни, и не только в России, а во всем мире, - это кризис личности.
- В чем он проявляется?
- Главное отличие человека от других существ - это даже не интеллект, потому что и в животном мире есть впечатляющие проявления интеллекта. Я не перестаю удивляться тому, как мои собаки строят друг с другом отношения.
- У вас случайно не лабрадоры? Сейчас ведь модно заводить лабрадоров, как у Путина...
- Нет. У меня азиатские овчарки. Так вот, люди не имеют оснований гордо заявлять, что они единственные, кто способен осмыслять реальность. А вот чего нет в животном мире - так это нравственного начала. Поведение животных подвластно инстинкту. У человека не так. Когда люди жертвуют своей жизнью ради других, они руководствуются нравственным чувством. Если оно разрушается, сила человека становится смертельно опасной для него и окружающих. Мы сейчас видим знаки этой катастрофы: жестокость, криминал, коррупция...
Люди должны не воровать и не убивать не потому, что в государстве строгие законы, а потому, что нравственное чувство человека не позволяет этого сделать. Церковь и апеллирует к этому нравственному началу, заложенному в природе человека.
- И только церковь способна сохранить нравственную природу человека?
- Меня вот не покидает чувство, что сегодня церковь в одиночку с этими задачами справиться не может. В прошлом были наша великая литература, образование, которые формировали одни и те же ценности. Сегодня мы наблюдаем дробление этого идеала: в школе говорят одно, дома - другое, на улице - третье, по телевизору - четвертое. И ребенок воспитывается с таким лоскутным сознанием. И вот здесь важно взаимодействие церкви со всем обществом. Главное сейчас - не борьба за удвоение экономики, а борьба за человека.
О суетных просьбах к Богу
- А можно ли креститься человеку неверующему?
- Нельзя, ни в коем случае. Надо прежде уверовать, открыть душу навстречу Богу.
- А как же детей крестят? Они же еще не веруют?
- А кто приносит детей? Крестные отцы и матери. Кто дает обещание Богу от имени младенца во время крещения, когда священник спрашивает: «Отрицаешься ли сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его, и сочетаваешься ли Христу?» И за этого младенца-несмышленыша крестные родители говорят: «Отрицаемся зла и беса». А младенец у них на руках. И это означает, что крестный отец и крестная мать берут на себя обязательство воспитать этого ребенка так, что, став взрослым, он повторит сознательно все то, что они сказали за него в момент крещения. В церкви нет ни одного действия, лишенного смысла.
- Может ли взрослый человек, не имеющий стопроцентной веры, пройти обряд крещения?
- Стопроцентной веры, наверное, никто из нас с вами не имеет. Всегда наступает момент какого-то сомнения.
- Неужели и у вас тоже?
- Но не в отношении Бога. Если человек никогда ни в чем не сомневается, это плохой признак. И поэтому, если есть сомнение, но одновременно есть и желание прояснить «последние вопросы», о которых задумывается каждый человек, если есть стремление к духовному росту, к самосовершенствованию, то, конечно, надо креститься. Самое ужасное, когда человек ни во что не верит и не желает уверовать, но говорит себе: «Ладно, пойду, поучаствую в этом спектакле».
- И он может быть наказан?
- Несомненно, он будет наказан.
- А если крещеный человек в храме молится: «Господи, дай мне много денег», - Бог его может наказать?
- В лучшем случае Господь отнесется к такой просьбе как к величайшей глупости.
- Если некрещеный ставит свечку, это тоже грех?
- Здесь нет никакого греха. Некрещеный и помолиться может прийти. У нас и некрещеные люди хорошие.
Об экстрасенсах и колдунах
- Сейчас развелось столько знахарей, магов, колдунов, которые утверждают, что имеют благословение церкви.
- Церковь не только не дает им благословения, но и категорически выступает против шарлатанства, особенно в медицине, а также всяческих суеверий. Суеверия - это суетная вера. В чем различие между магией и оккультизмом, с одной стороны, и религией - с другой? Оккультизм обещает мгновенное достижение неких целей при помощи манипуляций. А религия предполагает достижение жизненных целей через нравственный рост личности, через ее внутреннюю работу, через борьбу со своими грехами. Это всегда трудно. Религия, апеллируя к нравственному сознанию человека, как бы говорит: ты должен веровать и подниматься вверх по лестнице. А колдун говорит: «Все это чепуха, я устрою так, что все твои проблемы разрешатся автоматически. Ты и пальцем о палец не ударишь».
- А как же желание верующих исцелиться посредством приложения к мощам?
- Это исцеление произойдет только в том случае, если человек вкладывает в акт религиозного поклонения свою горячую веру и искреннюю молитву. А если он подошел и просто чмокнул, ожидая, что вот сейчас сработает, то может сработать и в обратную сторону. С этим никогда нельзя шутить.
Как это было
Выборы главы Русской православной церкви проходили в два этапа. 25 января Архиерейский собор (в нем участвовали 198 высших иерархов церкви) определил троих кандидатов: митрополитов Кирилла (97 голосов), Климента (32 голоса) и Филарета (16 голосов). В полдень 27 января открылся Поместный собор, на котором присутствовало 702 делегата.
По регламенту собор мог выдвинуть своего кандидата. Украинская делегация (самая многочисленная - 191 человек) предложила отказаться от этого права. Не прошло и предложение избрать патриарха при помощи жребия. Голосование было тайным. В бюллетенях, отпечатанных на «Гознаке», стояли два имени: Кирилл и Климент. Филарет до голосования заявил о самоотводе. Бюллетени пришлось срочно перепечатать.
Голосование заняло примерно полчаса. За Кирилла отдали свои голоса 72% делегатов.
Фото www.ortodoxy.dk
Материалы номера