Переписываем историю или ищем правду?
Отклики на письмо Владимира СТАРИКОВА «Пора правду говорить» («НГ» №5 (253) от 1 февраля 2007 года)
По существу мысли автора совершенно верные, хотя и высказаны в несколько экзальтированной форме. Мне кажется, что во время Гражданской войны вообще не было ни правых, ни виноватых в принципе. Воюют-то не с внешним врагом, а друг с другом, а порой и брат с братом. Верно и то, что война - она и есть война, и на ней убивают и калечат, хотя этого и в мирной жизни хватает. Считать, кто больше убил врагов, а кто меньше, дело и вовсе неблагодарное и богопротивное. Ну, а победители, которыми на время оказались большевики, конечно, сделали в своё время всё, чтобы облить своих поверженных, как оказалось, тоже на время, противников грязью и ложью. На этом фоне они сами себе казались благородными Робин Гудами, так и не сумев отмыть руки от крови своих политических врагов, в число которых попадал - по необходимости и для счёта - и сослуживец из того же НКВД, и качающийся от голода бедняк, собиравший в колхозном поле колоски.
Для понимания того, о чём так открыто и бескомпромиссно заявил В. Стариков, чуть-чуть истории. Место, где расположена расстрельная стена, до определённого времени было благодатное, пожалуй, самое лучшее в Кустанае конца 19-го - начала 20-го веков. Тогда же известный кустанайский купец Козел-Поклиевский построил здесь себе дом, а потом от щедрот купеческих подарил его городу, за что была ему великая благодарность от градоначальства. Здание тогда с полным на то основанием называли Народным домом.
В смутные времена революции и Гражданской войны всё народное из этого здания исчезло и оно превратилось в чисто административное, переходящее в руки то красных, то белых. Бывал здесь и матрос Чекмарёв, прибывший с продразвёрсткой по личному указанию Ленина, и действительно хлеб он у нас не покупал, а изымал даром, под благородным предлогом помощи голодающему Питеру. С точки зрения тогдашней идеологии большевиков это было благое и законное дело. С точки же зрения закона, действия команды Чекмарёва были разбоем чистой воды.
Пожалуй, именно с конца 1917 года дом купца Козел-Поклиевского и его двор с «расстрельной стеной» стали средоточием зла, исходящего от любой из враждовавших тогда сторон. А вообще-то здесь был стрелковый тир, где и красные, и белые, развесив мишени, обучали своих новобранцев стрельбе из винтовок. Потому и следы от пуль есть на высоте метров трёх. Это от того, что многие из новобранцев «пуляли в молоко», задирая ствол винтовки вверх от отдачи. И матросы-чекмарёвцы оставили здесь следы от своих пуль, расстреливая «мироедов», отказывавшихся подчиниться продразвёрстке.
После занятия Кустаная белыми летом 1918 года в этом доме работало кустанайское правительство, подчинявшееся омской Директории адмирала Колчака. Осенью 1919 года, после захвата города красными, здесь разместился временный революционный комитет (ВРК) Кустанайского уезда. Так что это место и эта стена многое повидали и многое могли бы рассказать, если бы смогли. Кстати сказать, те, якобы «многотысячные расстрелы», о которых много лет нам рассказывали при советской власти, по большому счёту относятся лишь к нескольким дням апреля 1919 года, когда Кустанай был отбит белыми у отрядов Летунова и Жиляева. То, что это были настоящие бандиты, ограбившие Кустанай за те три дня, на которые они его захватили, ни для кого секретом не было даже в советское время. Есть отчёт спецкомиссии МВД правительства Колчака, члены которой сразу же после освобождения Кустаная от жиляевцев расследовали обстоятельства и последствия этого налёта. Вот его бы опубликовать, так у многих даже ортодоксальных нынешних большевиков поубавилось бы пыла, когда бы они прочитали, чем тут занимались их «герои» и сколько они крови кустанайцев пролили!
Конечно, теперь, когда многое открылось, надо бы уже признать, что именно в годы советской власти, особенно в 20-30 годы прошлого века, были уничтожены у нас в области тысячи неповинных людей только из идеологических соображений, а ещё с целью посеять всеобщий страх и в такой атмосфере властвовать и управлять. Эти масштабы уничтожения людей не идут ни в какое сравнение с карательными действиями белых частей полковника Сахарова за те несколько дней их пребывания в Кустанае в 1919-м году, да ещё во время военных действий, а не в мирное время против собственного народа.
Крови народной всеми - и белыми, и большевиками - пролито немало, но время прошло. Вряд ли надо всё это сейчас ворошить, а то и до Чингис-хана дойдём! Надо знать правду, но надо наконец примириться и начать жить по-людски. Нельзя двигаться вперёд, всё время глядя в зеркало заднего вида.
Анатолий ТИХАНОВСКИЙ, Костанай
Двух правд не бывает
Прочитав письмо г-на Старикова, я подумал - ещё один переписчик истории. Во все времена имелись и имеются две основные группы переписчиков: первые - это те, которые при любых властях и режимах сидят в президиумах, носят портфели, получают научные звания. При смене власти они обличают предыдущую власть и восхваляют новую. Если завтра к власти придут марсиане, то они и при марсианском режиме будут сидеть в президиумах, носить портфели и получать научные звания за переписанную историю. Вторые - это те, кто лишился сам или его предки лишились каких-то материальных благ или привилегий.
Судя по агрессивности г-на Старикова, он принадлежит ко второй группе переписчиков истории. Автор письма привел удручающие данные и цифры по зверствам «банд большевиков». У меня нет документов, чтобы возразить ему, я знаю арифметику. Так, если по данным г-на Старикова в день в Казахстане расстреливали сначала по 500 человек в день, а потом - по 1000, то за 365 дней должно было быть расстреляно 182 500 человек сначала, а потом - 365 000 человек. Таким образом, за несколько лет Казахстан должен был бы обезлюдеть.
Как-то я смотрел передачу из Москвы, которую вел г-н Познер. Тема передачи - людские потери СССР в войне 1941-1945 гг. Познер и ряд присутствовавших на передаче лиц утверждали, что СССР потерял не 25 млн. человек, как значится в официальных документах, а все 40 млн. Некоторые присутствовавшие «догнали» цифру до 65-ти миллионов.
Выслушал их старый генерал и спросил: «А вы видели когда-нибудь документы о потерях в ротах, полках, дивизиях, фронтах, госпиталях? Я был председателем комиссии по подсчётам людских потерь в 1941-1945 годах. Через комиссию прошли тысячи и тысячи документов, которые, кроме членов комиссии, никто не видел и не мог видеть из-за масштабности документов и работы. Пусть документы были не совсем точны, но других не существует. Зачем вы приводите несусветные данные?»
Благодаря новым переписчикам истории сейчас цари-вешатели и генералы-палачи объявлены святыми и им ставят памятники. Так что, г-н Стариков, двух правд не бывает. Бывают разные интересы, цели и задачи.
Сергей МЫЗИН, Костанай
Хулить прошлое - безнравственно
Почему стали обожествлять, причислять к лику святых Николая II, Деникина? Почему перезахоронили главаря белобандитов Каппеля в Москве? Если вспомнить историю, то кто, как не Николай II, расстрелял в Сибири и в Петербурге мирные демонстрации, кто послал в Первую мировую войну на смерть миллионы русских солдат, на войну, которая совсем не касалась защиты или освобождения России от врагов? Исходя из рассуждений автора письма, Колчак со своими мародёрами был чуть ли не освободителем России, в том числе и Казахстана, от агрессоров. Когда я приехал на целину, в разговорах с пожилыми жителями области слышал, как «защищали» население колчаковцы. Люди вспоминали, сколько было расстреляно беззащитных и невиновных, сколько ограблено этими «освободителями». Ругая красноармейцев, чекистов и советскую власть, можно договориться до того, что люди типа Колчака, Деникина, Каппеля, Юденича, Дутова, Петлюры и Махно несли для народа счастливую жизнь, освобождение от холода и голода. Хорошо, что эти ругатели ещё не стали восхвалять Бандеру и Власова.
Всё это происходит только потому, что в СМИ печатают интервью, а по телевизору показывают тех людей, которые являются родственниками бывших белогвардейцев и эксплуататоров рабочего класса, потомками помещиков и кулаков, наживших своё богатство на труде безземельных крестьян. В школах ученики перестали изучать историю, в которой есть правда жизни, какая бы она ни была. Историю, в которой бы всё честно и правдиво описывалось, несмотря на лица и регалии, и не забывая всего хорошего и светлого, что принесла народу советская власть. А Расстрельная стена и могилы жертв бело-колчаковского террора будут иметь место в Костанае, несмотря на все пасквили хулителей всего советского. Знайте и помните: хулить и ругать наше прошлое - безнравственно.
Владимир КОМИССАРОВ, Костанай
Материалы номера