Лучше не старое латать, а новое творить
Анатолий ТИХАНОВСКИЙ, ng@ng.kz
Cразу после новогодних праздников в предпринимательскую среду была сброшена для ознакомления и предложений концепция проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам упорядочения и оптимизации проверок в сфере частного предпринимательства». Вообще-то этим вопросом обе стороны занимаются уже не первый год, но к консенсусу прийти так и не получается.
В спертом воздухе...
Уж слишком разные интересы у сторон, хотя в нормальном государстве должно быть иначе. Предприниматели хотят большей свободы действий за свои же деньги, так как работают за свой страх и риск. Контролирующие органы не желают терять рычагов давления на бизнес, иначе придет полный крах их значимости. Но все давно признали, что так называемые «проверки» деятельности субъектов частного бизнеса у нас в стране давно и основательно стали существенной доходной частью и отдельных чиновников, и целых групп (если не сказать ведомств), а не добросовестным контролем. Сейчас, когда у нас коррупция достигла совершенно неприличных размеров, власти вынуждены хоть что-то делать: например, пару-тройку министров и чиновников высшего эшелона громогласно под суд отдать, среди сельских акимов эдак пошурудить, директоров школ и главврачей пошерстить для острастки. А на этом фоне очередные поправки (с публичным как бы обсуждением) внести в законы, но очень аккуратно, не трогая существа.
Так вот, насчет «наездов» на бизнес в виде проверок. Оказывается, сейчас их в Казахстане регламентируют 7 кодексов, 67 законов и несколько десятков нормативно-правовых актов по ведомствам. Чувствуете, какое обширное поле деятельности для любой категории мздоимцев и главное - законное! А если сюда еще присовокупить бюджетные планы по штрафам, которые во что бы то ни стало нужно выполнять... Да, как говаривал незабвенный Козьма Прутков: «Вспертом воздухе при всем старании не отдышишься». Можно добавить в тему - и поправками не отделаешься.
Нужно менять подходы
Что же предлагает инициатор поправок в кодексы и законы - министерство индустрии и торговли? А оно идет накатанным и проверенным путем - путем поправок, и не более того. А надо ли нам латать старый, изношенный зипун? Что толку отрезать рукава и наставлять полы, если поддувает, а потом отрезать полы и наставлять рукава, так как руки мерзнут?
Учитывая все обстоятельства, нетерпимую ситуацию с данным вопросом и крайнюю необходимость ее менять кардинально, считаю, что надо не поправки в законы вносить, а принять совершенно новый, самостоятельный, межведомственный закон «О государственном надзоре и контроле над частнопредпринимательской деятельностью». При этом обязательно отделить этот закон от контроля и надзора над государственным и смешанным сектором экономики и финансов, так как подход к разным формам правообладания имуществом тоже должен быть разным. Нужно отменить все ранее действующие нормативно-правовые (особенно ведомственные) акты на этот счет и запретить их издавать. На период разработки этого нового закона возобновить мораторий на проверки частного сектора экономики для всех без исключения ведомств. Отменить по всем ведомствам планы по штрафам и количеству выявленных нарушений, как основу коррупции под видом выполнения государственного плана по бюджету. Упразднить в принципе так называемые плановые проверки, которые осуществляются только потому, что предприятие вообще существует и надо занять чем-то сотрудников уполномоченных органов по принципу: а вдруг что-то накопаем! Установить норму, при которой выявленные нарушения будут считаться минусом в работе контролеров, а не плюсом. Акцент при этом сделать на постоянную профилактическую, консультативную работу, превентивное устранение нарушений. Например, вопросы ветеринарного контроля нужно решать не на уровне кафешек и шашлычек, а глобально, на начальной стадии - там, где идет выращивание и производство животноводческой продукции. Сосредоточиться на профилактике эпизоотии, болезней скота и птицы, своевременности прививок, контроле над содержанием скота, ввозе продукции из-за рубежа крупными оптовыми партиями скоропортящейся продукции. То есть на том, чтобы не допустить «заразы» до прилавка, а уж после него - это частное дело! И так по всем специальным ведомствам, предписав им в работе отойти от порочного принципа: дадим стране угля, хоть мелкого, но много!
В свою очередь нужно дать право субъекту частного предпринимательства в судебном порядке, до начала проверки, оспаривать сам акт о ее назначении, если предприниматель обоснованно, с фактами и законом в руках заявляет о ее незаконности и коррупционности. Как обязательную законную норму ввести требование к уполномоченному органу при проверках и всяком ином контакте с субъектом частного предпринимательства иметь дело только с собственником или его полномочным представителем, а не с исполнительным органом даже в качестве директора. Директор - чаще всего не собственник, а наемный работник, который в принципе не имеет права распоряжаться чужим имуществом, в том числе, вступая в рабочие отношения с фискальными органами.
Для равновесия
А как противовес такому подходу нужно разработать и принять одновременно с новым законом о надзоре и контроле над частным бизнесом толковый, продуманный закон «О защите прав потребителей». В нем и заложить ответственность и частного бизнеса, и государственного сектора - как для производителей товаров и услуг с сопутствующей спецификой производства, так и для потребителей. Ведь в жизни и те и другие выступают в обоих ипостасях. Вот тогда реальнее станет ситуация, когда всем будет выгодно нормально работать в правовом поле, производя продукцию (услуги) и контролируя этот процесс.
Рисунок Батырбека ДЖУЗБАЕВА
Материалы номера