Оптимизм есть. Нет уверенности

Сроки регистрационных процедур зависят не столько от решения правительства, сколько от квалификации чиновников

Евгений ШИБАРШИН

Сможет ли власть реализовать свою антикризисную программу?

Правительство РК на прошлой неделе приняло план мероприятий, которым решило конкретизировать утвержденную ранее  программу своих совместных действий с Нацбанком и АФН по стабилизации экономики и финансовой системы. Есть в нем и раздел о поддержке малого и среднего бизнеса. Как его оценивают в предпринимательской среде? На эту тему обозреватель «НГ» взял интервью у исполнительного директора Ассоциации содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области Петра СУХИНИНА.

Кредиты будут дешевле 

- Петр Петрович, на что в первую очередь вы обратили свое внимание в плане антикризисных мероприятий правительства?

- Конечно, на то, что для кредитования малого и среднего бизнеса из национальных резервов через банки второго уровня выделяется 240 млрд тенге. До 70% из них будут направляться на рефинансирование текущих проектов и не менее 30% - на новые проекты по номинальной ставке не более 12,5% годовых и эффективной ставке не более 14% годовых. Когда в прошлом году банки второго уровня в одностороннем порядке повысили ставки своих ранее выданных кредитов, у предпринимателей возник шок. Чтобы рассчитаться с банками, они вынуждены были поднять цены на свои товары и услуги. В результате - новый виток инфляции. Тогда банки объясняли свои действия возросшей себестоимостью своих средств. Теперь, насколько я понимаю, государство своими деньгами эту проблему в какой-то мере решает и, тем самым, создает возможность для пересмотра ранее заключенных договоров займа, чтобы снизить ставку до 12,5%. Эта мера предпринимателей должна удовлетворить.

- Но этот план предусматривает «определение перечня БВУ для работы в рамках направления по поддержке малого и среднего бизнеса». Не означает ли это, что не все банки получат средства от государства? Тогда как быть тем предпринимателям, кто взял кредит под 20% в банке и не попал в эту программу?

- Действительно, в плане предусмотрен «отбор БВУ, участвующих в программе, и установление лимитов на каждый банк». Перечень этих банков должен определиться до 25 января решением государственной комиссии по модернизации экономики, а к 1 февраля АО «ФНБ «Самрук-Казына» обязали дать информацию в правительство о суммах финансирования по каждому такому банку. Означает ли это, что данной программой будут охвачены все, ранее заключенные договоры, по которым банки подняли свои ставки, из названного плана не вытекает. Вполне возможно, что кто-то останется «за бортом». Если так случится, то это плохо.

Много неясностей

- Что вас еще не удовлетворило в данном плане?

- Есть там такой пункт, как «внедрение обязательного условия при заключении договоров на закупки крупных партий импортного оборудования - включения в них обязательств поставщика по открытию в Казахстане производств по сборке, ремонту и обслуживанию данного оборудования». Цель вроде бы хорошая: создать новые предпосылки для развития отечественного производства. Но как это будет выглядеть на практике? Допустим, одна из крупных костанайских компаний, работающая в аграрном секторе, решила закупить партию американских комбайнов или запасных частей. Если понимать названный пункт буквально, то она обязательно должна включить в свой договор с поставщиком пункт об открытии в Казахстане производства по «сборке, ремонту и обслуживанию данного оборудования». А если поставщик не согласится на такие условия? Ведь он будет думать об эффективности открытия такого производства, о рынках сбыта собранного там оборудования, и если это ему будет невыгодно, то он такие условия не примет. Означает ли это, что сделка без такого условия казахстанскими контролирующими органами будет признана незаконной? А по каким критериям будет определяться, что эта партия именно «крупная»? Тут слишком много неясностей.

«Дело не в сроках, а в чиновниках»

- Будет ли предприниматься что-то для уменьшения административных барьеров предпринимательской деятельности?

- Правительство много чего запланировало. Например, время регистрации собственности по трем процедурам сократило с 19 до 12 дней, а ее стоимость с 26 280 тенге до 20 280. Сокращается время на открытие предприятия по четырем процедурам с 12 до 6 дней, а также уменьшается стоимость такой процедуры с 14 780 тенге до 11 280. Что касается процедур по получению разрешения на строительство, то их число сокращается с 38 до 11, время на это уменьшено с 231 дня до 81, значительно снижена и стоимость. Сокращаются также время и расходы на проведение импортно-экспортных операций. Все названные меры должны быть введены в течение февраля-марта текущего года постановлениями правительства и поправками к существующему законодательству. Такие действия ничего, кроме одобрения, вызвать не могут. Но я хочу обратить внимание на другое. Ведь и при прежних сроках регистрацию никто не запрещал делать раньше установленного срока. Но чиновники почему-то упорно держали документы до последнего дня. Чтобы их получить, нужно было давать взятку. Значит, дело не столько в назначенных официально сроках, сколько в чиновниках, которые там работают.

Госзакупки будут мониторить

- Предприниматели в качестве одной из антикризисных мер часто предлагают активное использование государственных закупок через национальные компании, а в регионах - предоставление госзаказа местным бизнес-структурам. Правительство учло эти пожелания?

- В целях увеличения казахстанского содержания при закупках товаров,  работ и услуг из-под сферы регулирования Закона «О государственных закупках» выведены национальные компании. Это позволит им без процедур и ограничений, предусмотренных законом, в первоочередном порядке размещать заказы на отечественных производствах. Что касается частных предприятий, то при равенстве конкурсных ценовых предложений победителем определяется отечественный поставщик. Наличие казахстанского содержания в предложениях потенциальных отечественных поставщиков также стало дополнительным критерием для определения приоритетности выбора. В соответствии с названным планом правительство своим постановлением до 1 марта должно определить типовой порядок проведения закупок национальных холдингов и компаний, а также аффилированных с ними юридических  лиц, «предусматривающий первоочередное размещение закупок на отечественных производствах всех уровней». Предусмотрено также проведение мониторинга показателей участия малого и среднего бизнеса в государственных закупках и в закупках национальных холдингов и компаний. Надо понимать, правительство таким контролем намерено использовать такую меру, как поддержка бизнеса возможностями госзакупок, на полную мощь. Получится ли что-то из этого, время покажет.

Гарант «разберется».

- Как вы относитесь к заявленному в плане мероприятий «введению механизма гарантирования АО «ФРП «Даму» кредитов, представленных банками второго уровня для субъектов малого и среднего бизнеса»?

- Положительно. По-моему, больше всего от этой меры должны выиграть сельские предприниматели. Дело в том, что банки при рассмотрении их заявок на получение кредита неохотно берут в залог то имущество, которое они предлагают. Причина в низкой степени его ликвидности. Банкам же любая задержка с возвратом кредита грозит большими неприятностями. Такова специфика их деятельности. У них деньги должны быть постоянно в обороте, и при малейшей задержке они вынуждены пополнять оборот из своих доходов, что может привести их к разорению. Гарант в лице государственной структуры АО «ФРП «Даму» (или СПК) имеет возможность своими ресурсами сразу же восполнить финансовую брешь, которая образовалась из-за несвоевременного возврата кредита. Чем и поддержит банк. Сам же потом будет «разбираться» с заемщиком, гарантом которого выступил. Если он аграрий, то, скорее всего, в счет расчета за долги может забрать у него землю или другое имущество, передача которого банку будет слишком долгой для него процедурой.

Такую меру, запланированную правительством, можно только приветствовать. Другое дело, как все будет претворяться на практике. Включая весь этот план. Прежний опыт говорит, что у власти нет четко отлаженного механизма контроля по реализации ее планов. В результате мы зачастую получаем результат, чуть ли не противоположный задуманному.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА