Звуковая диагностика
Многие неисправности в двигателе и ходовой части машины дают о себе знать характерными звуками. О том, как их распознать и что в таких случаях надо делать, рассказывает старший преподаватель кафедры «Технический сервис» Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- Несмотря на то что в современных автомобилях появляется все больше и больше приборов и систем, способных вовремя просигнализировать водителю о возникшей неисправности (а в некоторых случаях и произвести соответствующую автоматическую регулировку), большинство сбоев никто, кроме самого водителя, своевременно обнаружить не может. Причем обнаружить на начальной стадии, пока еще не наступили серьезные последствия. Помогает в таких случаях умение различить в привычном шуме, сопровождающем работающий автомобиль, новые звуки. Они отличаются по характеру звучания и могут исходить из разных точек. Назову лишь наиболее распространенные отклонения, определить которые смогут даже начинающие водители.
Начнем с двигателя. Если после его запуска в холодном состоянии вначале слышите какие-то металлические звуки, но с прогревом они проходят, ехать можно. Хотя двигатель уже требует проверки и возможной регулировки. Опасность представляют внезапно появившиеся звуки в виде скрежета или высокого тона, слышные с нарастающей частотой. В таких случаях двигатель нужно сразу же заглушить, так как какая-то часть детали, возможно, отломалась и попала в цилиндр. То же самое необходимо сделать после появления глухих стуков, усиливающихся с ростом оборотов. Это, как правило, связано с износом шатунных или коренных шеек коленвала. Эксплуатация двигателя в таком состоянии может привести к обрыву шатуна, который пробьет блок цилиндров. Его ремонт стоит очень дорого, если вообще не придется менять весь двигатель.
Иногда слышен звонкий металлический звук в виде постукивания, частота которого меняется с изменением оборотов вращения коленвала. Это стучат поршневые пальцы. Такое возможно в результате их износа. Стук тогда появляется постепенно, постоянно усиливается, после чего становится явно слышимым.
Если постукивания появились внезапно, то причина - в детонации из-за низкого октанового числа бензина, который вы только что залили в бак, или в раннем угле опережения зажигания. На двигателях современной конструкции установлены датчики детонации, которые автоматически произведут соответствующую корректировку, и стук вскоре прекратится. На других автомобилях, в случаях, если вы не меняли бензин, нужно на прямой передаче набрать скорость 50 км/ч и резко нажать на педаль газа. Если стук продолжается, то дело в раннем угле опережения зажигания. Возможно, достаточно будет его отрегулировать, а может, придется устранять неисправность в прерывателе-распределителе. Некоторые водители, видя, что с добавлением оборотов стук прекращается, думают, что таким образом неисправность устранена. Нет. Изменился лишь порог слухового восприятия детонации. Поэтому, не решив проблему, двигатель в таком состоянии длительно эксплуатировать нельзя.
Специфический звук появляется и при работе двигателя с изношенной цепью. Он носит постоянный характер и похож на шелест листвы. То же самое происходит, если заедает натяжитель цепи. Если его вовремя не отрегулировать или не поменять цепь, то погнутся клапаны. Они, в свою очередь, могут отломить тарелку клапана, которая пробьет поршень.
На двигателе расположены различные агрегаты, неисправность в которых тоже может стать источником посторонних шумов. Начиная с того, что в какой-то момент ослабевает их крепление, и в результате вибрации или встряхивания автомобиля на неровностях дороги возникает металлический стук. В таких случаях нужно начинать с внешнего осмотра. Иногда вы можете обнаружить даже камень, попавший на щиток, защищающий картер.
О других шумах - в следующей публикации «Автосалона».
Материалы номера