Как и зачем учить историю?
Юрий БОНДАРЕНКО
При завершении последней передачи «Умники и умницы» один из тех бывших наших земляков, чьим образованием и успехами Костанай по праву может гордиться, заведующий кафедрой МГИМО и редактор журнала «Фома» Владимир Легойда, заметил - серьезнейшая проблема современности в том, что мы не знаем своей истории, даже истории 20-го века. Мало того, мы, в отличие от Германии, так и не дали должной оценки злодеяниям дней минувших. Так, если в той же Германии хорошо знают, что такое Освенцим, то многим ли в России известен Бутовский полигон, где были расстреляны тысячи людей.
Здесь есть над чем поразмышлять. Увы, наша не столь уж давняя история для нового поколения все более становится далеким мифом. Неслучайно можно услышать, как на вопрос, кто такой Адольф Гитлер, звучал ответ, что это - рок- музыкант. Да и на моих собственных занятиях одна из достойных студенток совершенно искренне спросила: «А кто такая Зоя Космодемьянская?» Получается, что так много говоря о русском, казахском и английском, мы не замечаем, что начинаем говорить с молодежью на разных языках.
Историю учить надо. И не так, как сейчас, когда бездумным отношением к тестам, превращенным в очередного идола, убиваем интеллект в собственной стране. Но для чего учить? Чтобы опять, который уже раз (!) оплевать или восславить свое прошлое? Да нет же. Чтобы попытаться яснее увидеть наше настоящее. И вот тут-то я бы всерьез поспорил с нынешними противниками суда над Историей. Не буду останавливаться на том, что германский нацизм, итальянский фашизм и сталинский социализм - это все-таки не одно и то же, и для анализа их общих черт и различий одних эмоций и броских, но поверхностных аналогий маловато.
Однако об идее жесткой и однозначной оценки того же сталинизма, которая повторяется с завидным постоянством, не могу не сказать хотя бы пару слов. Думается, что сопоставления с германским осуждением нацизма здесь неуместны. Просто в Германии стали клеймить нацизм тогда, когда и люди, и структуры, непосредственно участвовавшие в преступлениях, были живы. Иными словами, сражались не с мощами, а с конкретным злом. Сегодняшний же суд над Сталиным сродни суду над Грозным или Чингизом. То есть над теми, кого уже нет, как практически нет или почти нет «верных борцов за дело Сталина».
Стремиться познавать и понимать нашу общую историю века минувшего, конечно же, необходимо. Но если уж вам так приглянулась роль судьи и следователя, то покопошитесь в том, что еще не стало прошлым: суммируйте жертв межнациональных конфликтов на территории горбачевского СССР и СНГ, погибших и пострадавших от терактов, рук наемных убийц и просто «шоковой терапии» реформ. Попытайтесь вникнуть в механизмы происходящего. Ведь тот же Михаил Сергеевич пока еще здравствует. Равно как и те, на чьих руках столько крови, что остается только дивиться, как еще земля могла ее впитать.
А Сталина пинать удобно. И, главное, безопасно. Одна заковыка: любой суд над прошлым благотворен лишь тогда, когда он помогает лучше осмыслить причины болей настоящего, а не отводит эмоции в русло, безопасное для виновников куда более поздних драм и трагедий.
Материалы номера