Беда или шанс?
Петр СВОИК
Стабилизационный план нашего правительства и по духу, и по букве направлен на то, чтобы пережить трудные времена и дождаться того, как было. За что мы его и критикуем, исходя из убежденности, что, во-первых, базирования на зарубежных займах и иностранных инвестициях больше не будет и, во-вторых, что это не беда, а счастливый шанс. Воспользоваться которым можно лишь хорошо понимая, отчего заклинило нынешнюю монетарную систему, и как мировые финансы и торговля будут устроены через сколько-то лет, когда переболеют.
Рискну забежать вперед и сказать, как оно должно было бы быть по-хорошему. Не в мировом масштабе - конкретно для нас. Пункт первый - Национальный банк. Из роли валютного обменника он должен стать органом, обеспечивающим должное денежное наполнение национальной экономики. Должное - это когда наращивание денежной массы имеет ту же динамику, что и производство товаров-услуг. Механизм - выдача Нацбанком собственных кредитов, но только одного вида - инвестиционных. То есть, денежная эмиссия должна пополнять экономику именно в тех точках, где создаются производства, дающие новые товары-услуги. А сам Национальный банк должен стать еще и Инвестиционным.
Под какой процент? Один-полтора максимум, из соображений окупаемости деятельности самого банка, коммерческая выгода здесь неуместна. И никакого участия в валютных торгах, это все не его функции. Спросите - чьи? Правительства! В самом деле, зачем Нацбанку приходится скупать доллары на валютной бирже, или, наоборот, продавать их? Затем, что тем самым замыкается баланс входящих и уходящих из страны валютных потоков, в результате удается поддерживать относительно стабильный курс тенге. А почему, собственно, платежный баланс не сводится без участия Нацбанка? Зачем из страны вывозится природного сырья больше, чем текущая нужда в валюте, зачем так много валюты тратится на импорт, и почему вообще спрос на валюту так сильно не совпадает с предложением, зачем из-за рубежа завозятся деньги, если их спокойно можно создавать и в стране? Таких вопросов - множество, и все они относятся к компетенции вовсе не Нацбанка, а правительства.
По-хорошему, за стабильность курса тенге должно отвечать именно правительство, в распоряжение которого надо отдать золото-валютные резервы Нацбанка и Национальный фонд. И пусть оно поддерживает платежный баланс, не просто скупая или продавая валюту, но еще и воздействуя на все главные статьи: экспорт-импорт, баланс движения капиталов и финансов. Кстати, вот эти правительственные валютные резервы - они из непонятно для чего хранимых должны перейти в статус государственного валютного бюджета. Функционирующего точно так же, как и тенговый, только еще с переходящим нерасходуемым резервом. Пусть субъекты, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, платят налоги сразу в валюте, и пусть она идет на разные полезные дела, в частности, на оптимизацию платежного баланса.
И еще: никаких курсовых дрейфов, тенге надо жестко привязать к той валюте, в которой обеспечивается основной внешний оборот, а уже из этой привязки пусть определяются текущие обменные курсы всех прочих валют.
Все, что я здесь наговорил, с позиций того, как это сейчас делается, кажется (мягко говоря)... фантастикой. Но давайте подождем год-два...
Материалы номера