Остановиться без юза
С приходом зимы водители меняют приемы торможения. Однако зимние дороги предъявляют и новые требования к состоянию самой системы торможения. Какие именно? На этот вопрос отвечает старший преподаватель кафедры «Технический сервис» КГУ Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- Зимой даже чистый от снега асфальт может преподнести какой-нибудь сюрприз. Выехав на дорогу, вы вначале будете чувствовать, что машина идет устойчиво, и вдруг ее начинает «вести». Оказывается, в результате перепада температуры воздуха на асфальте образуется конденсат, и коэффициент сцепления с колесами резко падает. В таких случаях водители при торможении начинают применять специальные приемы. В частности, никогда не выключают двигатель и сцепление, а педаль тормоза придавливают не одним движением, а несколькими короткими. При таком режиме автомобиль сохраняет устойчивость в движении и управляемость.
Но есть и еще один фактор, который зачастую не учитывают даже опытные водители. Речь идет о ситуациях, когда по разным причинам нарушается согласованность в торможении колес передней и задней осей. В таких случаях даже при умелом торможении на скользкой дороге автомобиль может занести, и водитель не поймет, по какой причине. А она - в качестве тормозных механизмов.
Во-первых, качество это зависит от состояния тормозных колодок. Коэффициент трения у них должен быть 0,35-0,45. Именно при таких значениях обеспечивается устойчивость при торможении. Лабораторные испытания колодок разных изготовителей показали, что у некоторых нижний порог бывает хуже на 40%, а верхний настолько высок, что колодки при торможении начинают дымить и даже гореть. При замене покупайте только те тормозные колодки, которые завезены от авторитетных изготовителей. Если вы поставили новые колодки, имейте в виду, что они какое-то время должны притереться. Поэтому замену производить лучше летом, тогда во время притирки их непредсказуемость не приведет к тем последствиям, что возможны на зимней дороге.
Второй фактор связан со степенью согласованности самой системы торможения. На легковых автомобилях распространена система торможения типа Д+Б (на передней оси - тормозные диски, на задней - тормозные барабаны). Тормозные накладки в них различные, однако они должны правильно взаимодействовать, то есть иметь согласованные фрикционные характеристики. Опережающая блокировка колес передней оси нарушает управляемость автомобилем, то же самое на задней оси ведет к неустойчивости машины, и тогда возможен занос и даже опрокидывание. Поэтому эффективность торможения каждой оси должна находиться строго в своих рамках. В автомобилях есть устройство, которое обеспечивает равную загрузку разных тормозных осей (водители называют его «колдуном»). Вмешиваться в его регулировку нельзя. Как нельзя и менять барабанную систему торможения на дисковую, тормозной эффект которой более устойчив.
Материалы номера