Ничейной земли не бывает
Алия ДЖАМАНКУЛОВА
Тема не теряет актуальности с момента вступления в силу Закона «О рекламе». Еще в прошлом году, помнится, прокуратура по итогам одной из своих проверок сделала вывод, что большая часть нашей наружной рекламы - вне закона. В начале ноября 2008 года то же самое констатировало управление архитектуры и градостроительства.
В начале ноября оно направило рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям письмо «касательно размещения объектов наружной (визуальной) рекламы». В нем говорится, что деятельность многих из них осуществляется с нарушением действующего законодательства. Из 220 объектов наружной рекламы на конец октября только 23 могли считаться абсолютно законными. Мы уточняли - речь идет о Костанае начала года, точных данных о том, сколько объектов прибавилось за текущий год, нет.
Что значит законными? Как пояснили в управлении архитектуры, первое - имеющими на земельные участки под объектами рекламы правоустанавливающие документы, второе - получившими разрешения на размещение той или иной наружной рекламы. Они с начала года выдаются областным управлением архитектуры и градостроительства. За землю и размещение наружной рекламы платятся налоги. В этом заключен государственный интерес. Повторяю, речь идет о самых основных требованиях.
- Даже если речь идет не о рекламном объекте на земле населенного пункта, то есть не об оформлении права на пользование земельным участком, который выделяется предпринимателю целевым назначением, все равно нужны правоустанавливающие документы. Вешаете вы плакат огромный на стену здания - его владелец или, допустим, ПКСК должен документально разрешить вам это делать, - пояснила начальник управления архитектуры и градостроительства акимата Костанайской области Сара УМАРОВА. - Мы проводили с предпринимателями совещания. Поначалу вроде бы процесс оформления документов активизировался, потом все как-то притихли.
Сейчас снова наблюдается оживление. Есть информация о том, что уже 185 рекламных объектов стоят на законно выделенной им земле. У части предпринимателей, по их пояснениям, как раз сейчас документы в работе. Кстати, оформление какого бы то ни было права землепользования - дело совсем не быстрое. По закону может тянуться до 90 дней. Кроме того, выделяя землю, исполнительная власть в населенных пунктах почему-то точно привязывает срок аренды ко времени действия разрешения на размещение конкретного объекта рекламы.
- На наш взгляд, это совсем не обязательно, - считает Умарова. - Разрешение на размещение объекта рекламы действует год. Но в аренду-то землю, по закону, можно отдать на больший срок, чтобы не заставлять человека заниматься переоформлениями. Участок же выделяется целевым назначением. Всегда можно проверить, как он используется.
Еще одна проблема, которая не перестает быть спорной - кто должен получать разрешения на право размещать рекламу. Тот, кто создал рекламное сооружение, или тот, кто размещает на нем свою рекламу. В итоге без разрешений обходятся и тот, и другой. В управлении признают, что процесс упорядочения работы в этой сфере идет медленнее, чем хотелось бы. Но идет. По мнению Умаровой, в этом должно быть заинтересовано не одно управление, а вся исполнительная власть. Потому что деньги с рекламных объектов идут непосредственно в местные бюджеты.
Справка «НГ»
Размещение наружной (визуальной) рекламы осуществляется в виде плакатов, стендов, световых табло, билбордов, транспарантов, афиш, в виде крышных установок (объемные или плоскостные конструкции, размещаемые полностью или частично выше уровня карниза здания или на крыше), настенных панно (средства наружной рекламы и информации, размещаемые на плоскости стен зданий и сооружений), кронштейнов (двусторонние консольные плоскостные конструкции, выполненные в двустороннем варианте с внутренней подсветкой, устанавливаемые на опорах городского освещения, опорах контактной сети), маркизов (средства наружной рекламы и информации, выполненные в виде козырьков и навесов с нанесенной на них рекламной информацией и размещенные над витринами, входами или проемами зданий и сооружений), реклам на строительных сетках (временные средства наружной рекламы в виде изображения на сетках, ограждающих объекты строительства), реклам на ограждениях (средства наружной рекламы на ограждениях объектов строительства и розничной (уличной) торговли (летние кафе, выставки, ограждения торговых площадей и стройплощадок).
Из письма управления архитектуры и градостроительства
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера