Прощание с Алексием II
Джульетто КЬЕЗА, La Stampa
Во вторник, 9 декабря, в храме Христа Спасителя завершилось отпевание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. На богослужении присутствовали президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин, видные государственные и общественные деятели, представители других стран и церквей. Центр Москвы перекрыт для движения автотранспорта, торжественная церемония стала причиной огромных пробок.
Алексей Михайлович Ридигер, ставший Патриархом всея Руси, не был русским по происхождению. Он родился в Таллине в 1929-м году и вернулся в родной город в 1960-е годы в сане митрополита Таллинского и Эстонского. Это были времена хрущевской оттепели. Церковь в ту эпоху и до конца горбачевской перестройки возглавлял крайне осторожный патриарх Пимен. После смерти Пимена в 1990-м году его место занял Алексий II, возглавивший самую многочисленную православную общину в мире.
После его кончины лейтмотивом всех СМИ стало: «Он посвятил всю свою жизнь духовному возрождению России». Перед Алексием II стояла очень сложная задача: возглавить русскую православную церковь в то время, как сама Россия разваливалась на куски. Он любил озвучивать цель своего патриархата: «Нашей главной задачей является не реконструкция и восстановление церквей, а оказание помощи людям в исцелении их раненых и страдающих душ». При этом он явно имел в виду 70 лет насильственного атеизма, гонения, которым подвергались верующие и сама церковь.
Но Россия и православие под любыми флагами всегда шли вместе. Даже в годы войн Сталин не забыл о церкви: можно вспомнить хотя бы его знаменитое обращение «братья и сестры», когда фашистские войска стояли у ворот Москвы.
Когда рухнул коммунизм, вместо духовного возрождения пришел дикий капитализм, накатила волна центробежных тенденций, которые ослабляли российское государство, в том числе наносили удары по православной общине. Одной из самых сложных и насущных задач, которые решал в то время патриарх, было отражение духовного наступления самого динамичного из римских Пап, Иоанна Павла II, которого в руководстве РПЦ считали духовным «захватчиком». Алексий всегда производил впечатление человека, кроткого и уступчивого, но внешность, как часто бывает, оказывается обманчивой. И если польскому Папе не удалось реализовать свою мечту о поездке в Россию, то лишь по причине упорного сопротивления почившего патриарха.
Если бы римский понтифик не был так «близок» к российским границам, а католическая церковь не была такой «западной», то путь к диалогу мог бы стать гораздо проще. Но он не будет таковым в ближайшие годы, поскольку поспешные и неоправданные инициативы лишь создают новые трения и бередят старые раны. Начиная с самого настоящего столкновения на украинском фронте, где друг другу противостоят православная диаспора и униатская церковь. И все это происходит на фоне политических распрей между Москвой и Киевом. Но Алексию удалось создать атмосферу, когда РПЦ вновь оказалась очень близко к Кремлю, если не в одном строю, и Кремль по этой причине носит ее на руках.
Фото
Материалы номера