Все СМИ - в одни руки
Владимир МОЛЧАНОВ, «Эксперт Казахстан»
В середине ноября заместитель
председателя «Нур Отана» Дархан КАЛЕТАЕВ сообщил, что в партии рассматривают
возможность создания собственного медиахолдинга. Вероятнее всего, он будет
называться «Нур-медиа», его учредителями станут фонд национального
благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына» с долей в 51% и «Нур Отан», которой будет
принадлежать 49%.
Какие СМИ войдут в его состав, г-н Калетаев не пояснил, сославшись на то, что
этот вопрос еще окончательно не проработан. На данный момент партия имеет две
газеты: «Страна и мир» и «Дала мен кала». В ряде казахстанских СМИ сообщалось,
что в новую структуру могут войти газеты «Литер», «Айкын», телеканал «Астана» и
радио NS, а также представительства крупных российских газет: «АиФ»,
«Известия», «Комсомольская правда».
Создание нового медиахолдинга вызывает целый ряд вопросов. В Казахстане партии
могут создавать свои печатные издания и объединить их в единую структуру. Это
не запрещено. Другое дело: могут ли политические партии создавать
медиахолдинги, чтобы контролировать независимые СМИ?
- Нашим законодательством этот вопрос не оговаривается, - говорит президент международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара КАЛЕЕВА. - В прошлом году бывший министр культуры и информации Ермухамет Ертысбаев высказывался против монополизации медиапространства, и мы были с этим согласны. Но когда дошло до дела и журналистские организации предложили внести общую позицию в законопроект о СМИ, что монополизация информационного пространства недопустима, - власти это проигнорировали.
- Учредитель медиахолдинга - фонд национального
благосостояния «Самрук-Казына» - госорган и монополист, - отмечает председатель
Союза журналистов Сейтказы МАТАЕВ. - Поэтому на него будут выделяться
бюджетные, а значит, наши с вами деньги.
Матаев не исключает, что учреждение «Нур-медиа» - признак скорых политических
перемен:
- Если зимой произойдет передача СМИ в одни руки,
значит, весной жди событий. Президент сказал, что нужны две партии в
Парламенте. Вторую партию так просто не создашь. Это можно осуществить только
через выборы. Может быть, сливание СМИ в один холдинг - свидетельство того, что
к ним началась подготовка. Укрепят одну партию, а вторую - определят.
Говорить о том, что создание холдинга приведет к уменьшению плюрализма в сфере
информации не приходится: плюрализма и так фактически нет. Оппозиционных
телеканалов нет вовсе. Политические партии, позиционирующие себя в качестве
оппонентов «Нур Отана», не располагают средствами для того, чтобы печатать свои
газеты большими тиражами. В некотором смысле можно говорить о плюрализме среди
интернет-СМИ, но свободным доступом во Всемирную сеть в Казахстане располагает
не более 5% аудитории. Может ли в этих условиях создание медиахолдинга привести
к еще большему ограничению свободы слова? Вряд ли. История с учреждением
«Нур-медиа» - не более чем перераспределение контрольных функций между
ответственными за формирование информационного фона. Единственная опасность,
которая реально угрожает нашему медиапространству, - это стать более скучным.
Как заметила Тамара Калеева, наши и без того пресные СМИ могут стать еще более
однообразными и похожими на советскую прессу.
Материалы номера