Ценовой каравай

Евгений ШИБАРШИН

Давно замечено, что как только наше правительство заявляет об очередном повышении заработной платы бюджетникам или пенсий старикам, так жди роста цен и тарифов на коммунальные услуги. На первый взгляд, и удорожание хлебобулочных изделий, которое наблюдается в костанайских магазинах с начала нового года, из той же «оперы». Но так ли это на самом деле?

 

Чтобы проверить эту версию, я отправился в ближайший продовольственный магазин. На прилавке стоимость хлеба от 28 до 40 тенге. Спрашиваю у продавца: «Есть ли разница в цене, которая была в декабре прошлого года, и теперь?» Ответ: «От «Иволги» к нам привозят по той же цене, а вот ТОО «Триада» и хлебозавод теперь предлагают на 1-2 тенге дороже». Причины пекари объясняют тем, что «сейчас всё дорожает».

 

Хлебозавод

- Начиная с осени прошлого года, костанайские мельницы начали поднимать цену на муку, - рассказывает директор хлебозавода Галина БЕСЕДА. - Мы тогда продавали свой формовой хлеб по 26 тенге, но цену решили пока не повышать. Рассчитывали, что потери из-за удорожания муки сможем восстановить увеличением реализации своей продукции. Думали, если у других производителей хлеб стал дороже, то наш в магазинах будут покупать больше. Но из этого ничего не получилось. Пришлось в середине января добавить 2 тенге. Иначе у нас будут убытки.

Действительно, калькуляция затрат на производство одной булки хлеба весом 0,6 кг показывает, что при себестоимости ее производства 26,48 тенге на покупку муки уходит более половины - 14,07 (цена муки - 30 тенге за 1 кг), других необходимых компонентов - 5,15 и энергоресурсов - 3,57 тенге. Поэтому, безусловно, на стоимость выпеченного хлеба главным образом влияют колебания цены на муку.

Что касается возможности выигрывать на рынке хлебобулочных изделий за счет низкой цены, то в разговоре с директором хлебозавода выяснились любопытные детали. Оказывается, некоторые пекарни предлагают магазинам формовой хлеб по 25 тенге, но торговцы устанавливают ту же цену, по которой аналогичную продукцию продаёт им хлебозавод. В результате «навар» у них получается больший именно от тех хлебопёков, которые предлагают им хлеб дешевле. Потому и заказывают у них продукции больше, невольно приучая, таким образом, покупателей к хлебу вполне определённого производителя.

Конкурировать при помощи улучшения качества в таких условиях, по мнению директора хлебозавода, очень трудно. Тем более что этот показатель для них обязательно оборачивается удорожанием.

- Чтобы сохранить настоящую заводскую технологию производства хлеба, которая в хлебопекарнях не соблюдается, мы вынуждены дополнительно содержать 27 работников. То, что хлеб не крошится, когда его режут, дольше хранится и в нём нет различных современных добавок, которые могут создать проблемы для здоровья, обеспечивают именно эти люди. Конкуренция у нас огромная, но мы всё равно надеемся, что именно за счёт своей технологии сможем найти достаточное количество потребителей.

Мощности хлебозавода рассчитаны на выпуск 75 000 булок в сутки. Сейчас он производит 6000-7000. Даже тот фактор, что магазины стали брать меньше его продукции, привёл к тому, что хлебозавод вынужден расширять сеть торговых партнёров, и теперь его продукцию доставляют не 7 автомобилей, а 12. А это опять же расходы, которые грузом ложатся на себестоимость хлеба.

Невольно напрашивается вывод, что если в этой цепочке цену булки хлеба определяет главным образом стоимость муки, то конкуренция среди хлебопёков если и сдерживает её дальнейший рост, то лишь в ущерб качеству.

 

Мельница

Логика нашего исследования привела к производителям муки. Знакомый мне предприниматель, который давно уже успешно занимается этим бизнесом, на условиях анонимности согласился на откровенный разговор.

Ещё в сентябре свою первосортную муку он продавал по 22 тенге за килограмм. Сейчас - по 28-30. Причина в том, что стоимость зерна подскочила с 13 000 тенге до 18 000 за тонну. Если говорить о затратах, то на закуп и переработку тонны зерна у него сейчас уходит около 20 000 тенге, из них примерно 3000 (20-30%) составляют расходы на энергоносители, зарплату работникам, налоги и другие виды. Остальные (около 80%) связаны с покупкой пшеницы. Выход готовой продукции с тонны зерна второго класса у него получается такой: 680 кг муки первого сорта, 40-50 - второго, 200-220 - отрубей. После её реализации рентабельность выходит не более 15%.

При таком экономическом раскладе обвинять, что он «задирает» цену на муку, язык не поворачивается. Или его специалисты плохо ориентируются в зерновом рынке и не ищут пшеницу подешевле?

- Несколько лет назад где-нибудь в глубинке можно было найти крестьян, готовых продать зерно по любой цене, - говорит мой собеседник. - Сейчас все они хорошо информированы и делать этого не станут. К тому же и количество мельниц в нашей области увеличилось. Они в общей сложности производят около миллиона тонн муки.

По его словам, мучной рынок в Костанайской области переполнен настолько, что более половины своей продукции он отправляет в соседние республики.

Выходит так, что крестьяне в росте цен на хлеб оказались крайними? Дескать, они воспользовались благоприятной обстановкой на зерновом рынке в соседних с Казахстаном странах и «погнали» туда пшеницу по высоким ценам. И кто в этих условиях станет продавать её дешевле костанайским мельникам? А если там цены подскочат до $250 за тонну, как это было несколько лет назад? Нам тоже нужно будет ждать двойного роста стоимости булки хлеба? С такой перспективой надо смириться или можно найти какой-то выход?

Строго говоря, теперешний рост на 2 тенге сам по себе вроде бы по карману потребителя сильно не бьёт. Если кто-то и ощущает его на себе, так это бедные слои населения. Но они-то как раз и более возбудимы. К тому же в нашем обществе выработалось особое отношение к цене на хлеб. Она стала своего рода индикатором материального благополучия народа. И с этим надо считаться. Что и делают местные органы власти, которые пытаются предпринимать какие-то меры, чтобы сдерживать скачки цен в этой сфере. Вот только какие способы они могут использовать? Обращаться к совести предпринимателей? Чаще напоминать им об их социальной ответственности? Или есть какие-то экономические рычаги, которые могут гораздо эффективнее решать эту проблему?

 

Кластер

Когда я спросил мнение директора хлебозавода, почему в некоторых костанайских пекарнях хлеб получается дешевле, она среди прочих причин назвала кластерный подход, который используется крупными фирмами. Речь идёт о том, что в цепочке от производства зерна и до выхода булки хлеба из печи задействованы предприятия, объединённые в холдинг.

Директор ТОО «Агроцентр-Статус» Марат АЙТКАЗИН начинал с установки мельницы. Потом пришла идея: а почему бы самому не сеять пшеницу, перерабатывать её на своей мельнице и дальше «пропускать» опять же через свои пекарню и магазины. С 2000 года эта цепочка заработала. Сегодня булка формового хлеба весом 650 г в его магазинах стоит 25 тенге. Оправдывает ли себя такой подход финансово?

- На выращивание одной тонны зерна у нас уходит $60-70, - делится своими расчётами Айтказин. - Мука в пекарню приходит по 15-20 тенге за килограмм. Доход, который я получаю после продажи хлеба, полученного из муки с этой тонны, получается $200.

Он сожалеет, что из всего урожая только 20% уходит на выпечку хлеба. Но больше не позволяет насыщенность местного рынка хлебобулочными изделиями. Остальное он в среднем по $100 уже вынужден был продать (сейчас цена на зерно доходит до $135) - надо рассчитываться с долгами.

При подготовке этого материала приходилось встречать и скептическое отношение к такому подходу. И тоже с соответствующими расчетами. Очевидно, всё нужно рассматривать отдельно в каждом конкретном случае. Потому что условия могут быть разные. Начиная с плодородия полей и заканчивая состоянием рынка по сбыту хлеба населению.