Особенности конструкции
- В системе общей безопасности на дорогах я бы выделил несколько составляющих: автомобиль, водитель, дороги, организация движения и экологические последствия. Все они в той или иной степени создают угрозу жизни людей в условиях все большего роста количества автомашин. О каждом из них нужно говорить особо.
Начнём с конструкции автомобиля. Появление новых материалов, современных технологий позволили принципиально изменить некоторые технические решения, которые, казалось, были незыблемыми. Например, раньше считалось, что при лобовом столкновении водителя и пассажиров должен спасать мощный бампер, да ещё с клыками, которые были, например, у «Волги», «Москвича» и «ВАЗ-2101». В результате оказывалось так, что он вместе с двигателем и коробкой передач «въезжал» в салон. В современных машинах бампер выполняет декоративную функцию. Роль «спасателя» отдана двигателю и коробке передач, которые теперь усиленно крепятся к раме.
Изменился подход и к конструкции кузова. Под хрупкой обшивкой теперь спрятан жёсткий каркас, который предохраняет от раздавливания при переворачивании и боковых ударах. Снижают вероятность травмы в этих случаях (особенно от осколков стёкол) и подушки безопасности.
Ещё один, казалось бы, незначительный элемент - конструкция кресла водителя. Сейчас его стремятся поднять выше от пола. До такой степени, чтобы человек сидел в нём, как на обычном стуле, - так он меньше устаёт. Меняется и устройство рулевой колонки. Теперь высоту «баранки» и угол её наклона можно регулировать под рост каждого водителя. Уже есть опытные образцы машин, когда рулевая колонка складывается во время лобового удара.
Ещё одно новшество - автоматическая блокировка системы торможения. Она позволяет отслеживать скорость вращения каждого колеса и регулировать её так, чтобы машину не заносило. Так же при помощи автоматики контролируется и угол наклона автомобиля при его резком повороте. Для предотвращения опрокидывания специальное устройство в ходовой части выравнивает машину в горизонтальное положение.
Несложный подсчёт говорит, что при скорости 80-100 км/ч автомобиль за одну секунду проезжает 22-28 м - в условиях города на этой дистанции ситуация может измениться самым неожиданным образом. Поэтому большую роль играют зеркала обзора. Вы помните, какие они были раньше? Во-первых, настолько маленькие, что приходилось наклоняться к ним, чтобы хоть что-то разглядеть, во-вторых, было много «мёртвых» зон. Сегодня, как правило, они панорамного типа, а угол их установки регулируется дистанционно.
А приборная доска? В тех же «Жигулях», чтобы посмотреть на неё, нужно голову опускать вниз, отвлекаясь от обзора дороги. Сейчас её начали располагать прямо перед водителем, на лобовом стекле. Она с подсветкой, прозрачная и находится постоянно в поле зрения. Любое изменение в показаниях приборов сразу становится заметно.
Сегодня все эти новшества уже используются в таких автомобилях, как Acura RL, Ford Fife Hundred, Mercury Montego, Honda Civic, Subaru Forester и другие. Российских автомобилей в их числе пока нет.
Материалы номера