Вспомнили о потребителях
Вообще-то проект довольно обширен. Если в прежней редакции было 23 статьи, то в новой - 44. Но после прочтения складывается впечатление, что разработчики по-прежнему считают этот закон третьестепенным и не заслуживающим особого усердия при подготовке. А потому здесь все вяло, неопределенно и малоупотребимо на практике. Фактически это не закон прямого действия, а отсыл к иным нормативно-правовым актам: Конституции, Гражданскому и Налоговому кодексам, Закону «О техническом регулировании» и так далее. Тогда зачем нужен такой несамостоятельный закон?
Похоже, что составлял проект закона именно кондовый потребитель. Тот, кто сам привык только потреблять, но не заниматься производством. Среди 44-х статей проекта есть лишь одна об обязанностях собственно потребителя! Ст. 17 говорит лишь о том, что потребитель обязан оплатить приобретенный товар или возвратить товар, если ему возвращена за него денежная сумма. Больше потребитель ничего никому не должен и не обязан. Обязаны только ему и производители, и продавцы, и услугодатели. Вообще-то в Гражданском кодексе, на который в законе ссылаются, предусмотрена равная, обоюдная ответственность при исполнении договоров, сделок.
Совершенно не просматривается ответственность услугодателей-госорганов перед потребителем - гражданином и юридическим лицом. К примеру, ЦОНы оказывают услуги и населению, и юридическим лицам по различным вопросам, но действуют не от своего имени, а от имени и по поручению иных госорганов - юстиции, полиции, миграционной службы. Есть установленные самими же госорганами сроки оказания услуги, которые сплошь и рядом нарушаются. Но кем? Сотрудницами ЦОНа или теми госорганами, куда непосредственно адресован запрос? Кто ответственен перед потребителем за просрочку? Ст. 33 устанавливает пеню с виновного в 0,5% от суммы стоимости товара или услуги. Как в случае с ЦОНом эта статья будет действовать?
А как вам посыл ст. 28, в которой предписывается производить запчасти к изделию еще в течение 10 лет? Даже если это изделие снято с производства или просто не производится по каким-то иным, надо полагать, объективным причинам. А если предприятие вообще за это время закрылось или перепрофилировалось?
Введение в действие нового закона «О защите прав потребителей» планируется с 1 июля 2009 года. Время для обсуждения еще есть, а потому призываю предпринимателей и всех заинтересованных лиц принять активное участие в проработке этого закона и через предпринимательские объединения, и через СМИ.
Анатолий ТИХАНОВСКИЙ, Костанай
Материалы номера