Подъемники, опускающие в бездну

Чтобы лифт свободно двигался по такой шахте, ее нужно сначала отремонтировать и очистить

Ольга ЛИХОГРАЙ

Лифты Костаная к чрезвычайной ситуации готовы

В Казахстане участились несчастные случаи, связанные с неисправными лифтами. Нынешней осенью в Караганде актриса местного театра упала в шахту пустующего лифтового колодца. Несколько лет назад также погибла женщина в Костанае. Ни один из 201 лифта Костаная капитально не ремонтировался со времени установки. Хотя нормативный срок их эксплуатации 25 лет, после чего необходима полная замена лифта. Отслуживших свой срок подъемников в Костанае, по данным ЧС, - 34, по информации ТОО «Кустанайлифтинвест» - еще больше. Все они потенциально опасны.

В списках не значились

Первый лифт в Костанае появился в 1972 году, в доме по ул. Баймагамбетова, 162. В 1987 его поменяли. Он так и остался единственным демонтированным подъемником области.

- Самый первый лифт я устанавливал и менял, - вспоминает электромеханик со стажем Вениамин ПЛОТНИКОВ. - Он был совсем старый - с открывающейся, как в квартиру, дверью. С тех пор ни один лифт не менялся.

Сейчас Плотников помогает восстанавливать лифт по ул. Тарана, 2а. Говорит, этот подъемник появился в 1988 году и лет 16 простаивал.

- Всю механику в нем растащили, - отмечает работающий с ним Юрий УСПЕНСКИЙ, электромеханик ТОО «Казавтоматика», - одна лебедка осталась. Двигатель, станцию управления, тросы заменили. Шахту лифта люди использовали вместо мусоропровода, чего там только не было!

На каждом этаже уже заменили кнопки вызова. Кабину никто не меняет - нет денег. Этот лифт в многоэтажке по ул. Тарана, 2а ремонтируется на бюджетные деньги. Недавно его поставили на баланс ЖКХ, как и еще 78 лифтов.

- В 2007 году прошла легализация, - сообщил «НГ» заместитель начальника ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Александр МАКЛЮК, - на тот момент из 198 лифтов Костаная самыми устаревшими, которые ни ПКСК, ни жители не могли восстановить, было 79. Мы их поставили себе на баланс, чтобы можно было вкладывать в ремонт деньги из бюджета. В 2009 году мы все отремонтируем и передадим опять на эксплуатацию в ПКСК.

По словам Маклюка, в прошлом году было отремонтировано 30 лифтов. До конца этого года восстановят 25, оставшиеся - в 2009 году.

25 адресов, по которым в этом году ремонтировали лифты, «НГ» прислали из отдела ЖКХ. Но... в нем только два из тех самых опасных, которые функционируют более 25 лет и представляют опасность для жителей.

- Я не знаю, по какому принципу ЖКХ отбирало лифты, - сообщила председатель Костанайского координационного союза ПКСК и КСК Татьяна ЗЕМЛЯНАЯ. - На мой взгляд, наоборот, самые ужасные лифты на КСК до сих пор не отремонтированы. Есть примеры, когда в подъезде одного дома лифт ремонтировали за бюджетные деньги, а в другом подъезде этого же дома люди на ремонт складывались сами. Хотя изношенность вроде бы одинаковая. Конечно, это приводит к конфликтам.

Лифтовые драмы

Во многих многоэтажках по этому поводу разгораются настоящие скандалы. В доме по ул. Бородина, 107 в подъезде №1 и №2 лифты отремонтировали с долевым участием жителей, в 3-м - исключительно за бюджетные деньги.

- Когда я узнавал, почему мы должны были частично оплачивать работы, а жильцы соседнего подъезда нет, - рассказывает житель 11 кв. по ул. Бородина, 107 Мейрам МУКАНОВ, - мне в акимате сказали, что так совпало: деньги стали постепенно в бюджете появляться. На один подъезд нашли, на другой - нет. Сначала мы сдали примерно по 6000 тенге с квартиры, чтобы запустить лифт. Потом еще около 1000 на сгоревший двигатель.

Деньги сдавали жители, начиная с 4 этажа и выше. Но даже в родном подъезде не обошлось без конфликта.

- Один мужчина с 8 этажа так и не сдал, - возмущается Муканов с 4 этажа, - хотя ему лифт нужнее. Говорил, что не пользуется, но я его несколько раз ловил, и друзья к нему ходят. Еще несколько пенсионеров говорят, что денег нет. Вот так и воюем: кто-то сдает деньги, кто-то - нет.

Кстати, в доме по ул. Бородина, 107 оформлен кондоминиум. Как туда вообще могли попасть бюджетные деньги - непонятно.

В девятиэтажке по пр. Абая, 26 - 11 подъездов. Всем лифтам в них - более 25 лет. Ни один не попал в «аварийный» список ЖКХ. Между тем мы нашли только один работающий лифт - в 5 подъезде, хотя по нормативам его работа уже опасна. В 10 подъездах лифты стоят с незапамятных времен. При этом лифты не заколочены, у некоторых створки разъезжаются.

- В этом году нам предложили собрать деньги и отремонтировать лифт за свой счет, - говорит Татьяна КОВАЛЬЧУК из 7 подъезда. - Когда посчитали, получилось больше 20 000 тенге с квартиры! Естественно, все отказались.

Во втором подъезде по ул. Строительной, 2/2 по этому поводу разыгралась целая драма. В августе после многолетнего простоя лифт восстановили за бюджетные деньги и запустили. Проработал он всего 10 дней.

- Повторно заработал только 4 октября и проработал ровно 5 дней, - говорит Валентина АЛДАБАЕВА (кв. 62, 6 этаж). - Когда стали ходить по подъезду и собирать деньги, чтобы снова восстановить лифт, я категорически отказалась. Ведь он ужасно старый, нет никакой гарантии, что снова не остановится.

- Я тоже отказалась, - сообщила ее соседка из кв. 64, - у меня не такая большая пенсия, чтобы отдавать деньги без конца. Конечно, соседи на меня ополчились.

Молодая мама Наталья с 10 этажа говорит, что ей лифт просто необходим.

- На ремонт двигателя нам нужно было 25 600 тенге. По 915 тенге с квартиры собирали 2 месяца. Жители из четырех квартир так и не сдали, эти остатки добивали в ПКСК.

13 ноября лифт наконец заработал на... 3 часа.

- Как они его делали, что он проработал только до обеда? - возмущается Алдабаева, - никаких испытаний не производили. Никто его даже не гонял по подъезду. Теперь нам снова предлагают сложиться. Куда это годится? Никакого договора с нами не заключают, непонятно, куда идут эти деньги. Никакой гарантии после ремонта не дают.

Аккредитованных центров нет

Теперь, считают жители, лифт должны восстановить за бюджетные деньги. Кстати, этот лифт по ул. Строительной, 2/2 значится в списке ремонта 2008 г. Наверняка, считается, что один раз его летом отремонтировали, а потом - хоть потоп.

Качество ремонта и обследования лифтов - вообще отдельная тема.

- Лифты, работающие больше 25 лет, должны пройти экспертизу, которая установит, можно ли продолжать их эксплуатацию, - говорит заместитель директора ТОО «Кустанайлифтинвест» Валерий СТАХОВСКИЙ. - Но этим занимаются специализированные аккредитованные центры в Астане и Алматы. В Костанае таких нет. Вызывать и нанимать экспертов должны владельцы лифтов, ПКСК или жители, если дом в кондоминиуме.

Как говорит Стаховский, специализирующийся на ремонте лифтов не один год, в костанайских подъемниках разгромлено все - от машинного отделения до алюминиевых планок на дверцах. Сейчас его фирма восстанавливает 2 лифта в доме по ул. Текстильщиков, 8. Оба - в списках ЖКХ.

- Они практически новые, - уверяет Стаховский, - были поставлены в 90-е годы. Просто многое из оборудования растащили. А 6 лифтов по ул. Текстильщиков, 15, 17, 19 - с 1978 года, им уже по 30 лет.

Странно, но опять ни один из этих 6 в число ремонтируемых за счет бюджета в этом году не попал. Как обычно, не хватает денег, уверяют чиновники.

- Ориентировочная стоимость замены лифта с учетом демонтажа старого оборудования составляет 5 млн тенге, - ответил «НГ» начальник ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Роман КАНАВА, - стоимость проведения модернизации - 3-3, 5 млн тенге.

Потенциальная опасность

В Лисаковске всего 67 лифтов. Но и бюджет не сравнить с костанайским. А в этом году в двух подъездах 9-этажки в 11 мкр Лисаковска поставили абсолютно новые лифты за счет бюджета.

- В прошлом году акимат смог поставить все лифты Лисаковска на баланс ГКП «Общежитие», - объясняет директор ТОО «Лисаковский лифт» Олег МЕЛЬНИК, - и появилась возможность капитально их ремонтировать за счет бюджета, что мы и сделали уже в этом году.

В ГКП «Общежитие» «НГ» рассказали, что покупка двух лифтов обошлась городу в 7 668 000 тенге. Перевозка, встройка и монтаж еще в 5 298 000 тенге. Итого на два лифта ушло почти 13 млн тенге. Кстати, примерно столько же стоил один лифт итальянского производства с безопасной автоматикой в областном акимате. Два таких поставили в акимате в 2004 году.

Вообще, сопоставление цен и цифр затрат - увлекательное дело. Например, на реконструкцию улиц и площадей вокруг областного акимата в преддверии так и не состоявшегося саммита приграничных государств было потрачено более 800 млн тенге из местного бюджета. После того как саммит отменили, заместитель акима Костанайской области Серик БЕКТУРГАНОВ сообщал «НГ», что «зато под видом форума мы получили из республики 500 млн тенге, которые останутся в области». Итого мы имеем в общей сложности более 1 млрд тенге - сумму, которой как раз хватило бы на полную замену 201 лифта Костаная.

- В прошлом году наши инспектора осуществляли проверки, - сообщил начальник управления по государственному контролю за ЧС и промышленной безопасностью департамента по ЧС Дмитрий КАЛАШЕЕВ, - на все лифты области, которые отработали нормативный срок, мы выдали предписания на спецобследование. Эксплуатация лифта, которому больше 25 лет, - это нарушение. Все они потенциально опасны.

По словам Калашеева, нарушения устранены не были. В «Кустанайлифтинвесте» заявили, что это стоит больших денег, их ни у кого нет. Слава богу, чрезвычайной ситуацией это пока не назовешь. Именно пока.

- Чрезвычайная ситуация наступит, если из-за аварийных лифтов, не дай бог, что-нибудь случится, - отмечает Калашеев.

А кто отвечать будет? Несколько лет назад ситуация с женщиной, погибшей в шахте лифта, не вызвала никаких оргвыводов. Официально это ЧП носило название «смерть по неосторожности».

Состояние лифтов в Костанайской области (по данным управления по ЧС) 

ОПРОС 

Считаете ли вы ситуацию с лифтами  чрезвычайной?

Татьяна ЗЕМЛЯНАЯ, председатель Костанайскго координационного союза ПКСК и КСК:

- Ситуацию с лифтами в жилых домах можно назвать чрезвычайной. Но городской бюджет просто не потянет такие расходы. Да и по закону не имеет права. Вопрос с лифтами - очень острый, его нужно поднимать на уровне правительства, чтобы в законе были прописаны механизмы финансирования. Раньше мы боялись, что лифты стоят и представляют опасность, потому что шахты открыты. Проводили обследования, большую работу. И все равно был несчастный случай, когда девушка провалилась в шахту. Сейчас мы их эксплуатируем, и опасности не убавилось. Ведь в рабочем состоянии идет еще больший износ лифта. Он должен работать круглосуточно, но на ночь мы его вынуждены отключать, потому что нет ни диспетчерской службы, ни гарантии безопасности.

Юрий УСПЕНСКИЙ, электромеханик ТОО "Казавтоматика":

- Я часто ремонтирую лифты и оцениваю их состояние как чрезвычайную ситуацию. Думаю, что из бюджета должны обязательно выделяться какие-то средства, чтобы потом не было поздно. В советское время жители не платили за ремонт лифтов, существовали специальные организации,  которые контролировали весь процесс. Сейчас есть акимат, есть ПКСК, они должны заботиться о том, чтобы не случилось аварий. Я думаю, если вдруг оборвется старый лифт, то в большей степени будет виноват акимат. Ведь простой житель не может ничего знать о работе и состоянии лифтов. Есть специалисты, которые должны четко отслеживать ситуацию.

Евгений БАТОВ, начальник департамента по ЧС Костанайской области МЧС РК:

- Я не считаю эту ситуацию чрезвычайной. Чрезвычайной она была в 90-х годах, когда больше половины подъемников стояло. Чрезвычайная ситуация - это когда в Астане дом построили, а лифты не поставили. Женщина шагнула и полетела вниз. У нас сейчас хоть какие-то деньги выделяются, есть возможность запустить часть лифтов. Все они проходят обследование. Выделять больше бюджетных денег на лифты, думаю, вполне возможно. Просто акимату нужно разработать специальную схему, которая будет работать. Например, как сделали в Лисаковске.

Александр МАКЛЮК, заместитель начальника ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная»:

- В Костанае это не чрезвычайная ситуация, это плановое восстановление лифтов. Сравните с показателями Рудного и Лисаковска и вы поймете, что чрезвычайная ситуация у них. Сейчас из 79 костанайских лифтов, которые мы взяли себе на баланс, 56 отремонтировали. Остался ремонт самых тяжелых. Мы специально поставили их себе на баланс, чтобы можно было вкладывать бюджетные деньги. В 2009 году их ремонт мы  закончим. Другие лифты мы брать себе на баланс не будем, потому что они в рабочем состоянии.

Иван ГОЦЫК, заместитель председателя ПКСК «Надежда»:

- Я думаю, бюджет должен помогать вкладывать деньги в восстановление лифтов. Тем более что три года назад был брошен клич: соберите 50% суммы, 50% оплатим из бюджета. Наши жильцы из домов № 5 в 5 мкр, по ул. Чкалова, 2а и Каирбекова, 336 так бюджетных денег и не дождались. Сложились сами и восстановили лифты. Общая ситуация по городу с лифтами, конечно, тяжелая. Я считаю, только за счет одних жильцов ее не решить.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА