Неприятности от ремня
Нередко в водительской среде можно услышать: «Поставил машину на ремонт - клапана погнуло». Как такое случилось, многие не понимают. Машина не такая уж и старая, двигатель вроде бы не перегружал, потому начинают ругать завод-изготовитель или вспоминать недобрым словом прежнего хозяина. Хотя истинная причина в другом. Вот что по этому поводу говорит старший преподаватель кафедры «Технический сервис» КГУ Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- У большинства автомобилей, имеющих двигатель современной конструкции (в том числе и дизельных), эта неисправность связана с изношенностью зубчатого ремня. Ход движения клапанов таков, что они своей тарелкой могут достать до днища поршня. Однако при нормальной работе двигателя это движение согласовано так, что клапан открывается в то время, когда поршень находится чуть ниже. Согласование это производится специальным механизмом с использованием зубчатого ремня. Он связывает зубчатые шкивы на коленчатом и распределительном валах. Их движение отрегулировано так, чтобы дать тот самый эффект согласования, о котором мы говорим. Если согласование нарушается, то поршень ударяет по тарелке клапана, он гнется, и нарушается герметичность полости цилиндра. При нарушении герметичности в цилиндрах нет компрессии, поэтому двигатель не работает. Тогда и говорят: «Погнуло клапан».
Данная неисправность носит аварийный характер. Важно, что ее невозможно быстро устранить. Нужно снимать головку цилиндров, менять вышедшие из строя клапаны и производить их притирку. Это нужно делать при помощи специального высокотехнологичного оборудования, но его нет, и потому все производится вручную. К тому же может случиться так, что не только клапан погнется, но и распредвал сломается, и тогда придется покупать головку цилиндра в сборе. В итоге, мало того, что ремонт влетает в копеечку, так еще и ресурс двигателя относительно технического состояния остальных систем автомобиля начинает резко отставать.
Изношенность ремня чаще возникает по причине окончания срока его эксплуатации. Он зависит от конструкции автомобиля и колеблется в пределах 60 000 - 100 000 км пробега. После этого риск возникновения названной неисправности резко повышается. Чтобы ее не случилось, поменяйте ремень. Лучше это сделать в мастерской. Дело в том, что эффективность работы зубчатого ремня во многом зависит и от степени его натяжения. Она регулируется автоматически или вручную. В этом случае нужно иметь опыт, которым обладают только механики.
Бывают случаи, когда ремень выходит из строя до окончания срока службы. Мотористы утверждают, что после двух запусков двигателя с буксира ресурс зубчатого ремня уменьшается на 25%. Негативно влияет и тот фактор, когда на ремень попадает масло, вода или грязь. Это случается, когда на нем нет специального защитного пластмассового кожуха. У автомобиля с низко расположенным двигателем в холодное время года после проезда через лужу ночью на ремне может наморозиться лед. В таком случае вероятность загиба клапанов тоже резко повышается.
Материалы номера